Бондарь Светлана Ивановна, 28.06.2013 0

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

sveta55-87@mail.ru

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль играют коммуникационные и информационные технологии. Способы использования современных информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса различны:


Обсудить статью Опубликовать свой материал
 
  • создание информационного пространства психологической службы школы через использование электронных ресурсов: электронная почта доверия для детей и родителей;
  • поиск необходимой информации в Интернете;
  • разработка и реализация тематических проектов (для классных часов, родительских собраний, педагогического совета, методических объединений, обучающих семинаров);
  • создание компьютерных презентаций как психологом, так и самими учащимися;
  • использование проекционного оборудования при проведении коррекционно-развивающих занятий, классных часов и общешкольных мероприятий и др.

В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических измерений, снижения уровня громоздкости обработки психологической информации является автоматизация методик. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики: 1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам; 2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся (большинство тестов являются автоматическими и ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование); 3) обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации; 4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику.

В индивидуальной коррекционной и развивающей работе школьным психологом могут применяться компьютерные психологические программы. Можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации.

Особенно велик выбор технологий при проведении психологического просвещения. Тут можно использовать такой вид работы как «электронная лекция» - проекция материала на экран. Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. с последующим их обсуждением или без. Можно также организовывать слайд-шоу. В медиапрезентациях есть существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из жизни класса.

В своей работе школьный психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.

Психологические паспорта детей — это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся — особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.

Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.


Список литературы

1. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
2. Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог — 2009.-№24. — с. 8-10.
3. Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
4. Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
5. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru

Бондарь Светлана Ивановна
Педагог-психолог
МБОУ гимназия №3, г.Ставрополь

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?