Как специалист физического воспитания с 45-летним стажем, могу утверждать, что для подавляющей части населения первопричиной пассивного и даже отрицательного отношения к собственному физическому совершенствованию, а значит и к здоровью, является не отсутствие понимания пользы от занятий физическими упражнениями или знаний как ими заниматься, а собственная лень, отсутствие волевых черт характера, которые должны воспитываться с детства.
При всей, казалось бы, видимой заинтересованности государства воспитать физически здорового человека, советская школа породила в народе стойкое убеждение в том, что наряду с такими предметами, как «пение» и «труд», по физкультуре школьник не может иметь оценку ниже «четвёрки». В обстановке повального увлечения «липой» (завышением оценок) школа похоронила потребность в усердии на уроках физкультуры и со стороны учителя, и со стороны ученика. Утверждаю это не понаслышке. В своё время был непосредственным организатором мероприятий по борьбе с приписками в отчётности.
При всём желании сказать: «то были времена, то были нравы» в надежде на лучшее, не могу утверждать, что ныне ситуация кардинально изменилась. Безусловно, руководством страны принимаются меры в пользу физкультуры. И они весьма существенны: новые программы с повышенными требованиями к качеству преподавания, первые (со времён советской школы) учебники по физкультуре, дополнительный третий урок в неделе, раздельное обучение девочек и мальчиков, начиная с 5-го класса, улучшение материально-технического обеспечения учебного процесса. Одним словом, делается многое, чтобы помочь школьнику быть здоровым.
Однако отношение к физкультуре в школах осталось прежним: «хорошистам» и «отличникам», независимо от прилежания, забронированы отметки согласно их статусу, а отъявленным «двоешникам» гарантированы «тройки». Да и «среднее звено» к отметке по физкультуре зачастую безразлично, считая, что «физкультура предмет не главный». Вот и получается, что школа выпускает молодёжь не способную проявлять усилий в борьбе за собственное физическое развитие, а значит и здоровье.
Поэтому сегодня наряду с проблемой, как помочь школьнику быть здоровым, должен быть поставлен вопрос: как заставить школьника быть здоровым. И здесь я твёрдо убеждён в необходимости ужесточения требований к нему самому на фоне реальной оценки его усилий.
Сегодня «ясно как день», что оценка по физкультуре, как критерий качества преподавания предмета, себя изжила. В условиях поиска возможности объединить физкультуру с ЕГЭ, я предлагаю проведение «Единого государственного зачёта по физкультуре». Учитывая предыдущий мой материал ("От Мониторинга к МФСК"), предлагаю симбиоз из трёх понятий:
- мониторинг физической подготовленности (мониторинг),
- физкультурно-спортивный комплекс (ФСК) и
- единый государственный зачёт по физкультуре.
Резонно заметить, что мальчики с избыточным весом не смогут выполнить норматив в подтягивании. Я практикую жим гири в определённом классе соответствующее количество раз и с определённым весом. Тяжёлые мальчики с интересом занимаются с отягощениями. Предлагаю и альтернативу бегу на 1000 м.: лёгкий бег в течении определённого времени без учёта метража, но с условием не переходить на ходьбу. Но, в этом случае упражнение может быть оценено лишь в три балла (уровень подготовленности «средний». В случае перехода на ходьбу упражнение оценивается в два балла.
Зачёт по физкультуре по условиям мониторинга должен проходить в первой и четвёртой четвертях со 2 по 8 и в 10 классах в условиях школы. В четвёртой четверти для 9 и 11 классов зачет должен проходить централизованно по округам силами судейских бригад ДООЦ. Результаты обрабатываются и выносятся на сайты ДООЦ, а последние отчитываются перед вышестоящими инстанциями. После этого школы своим приказом вносят результаты в соответствующие документы. При таком раскладе нет необходимости систематически завышать показатели ребёнка. Родители будут заинтересованы в реальной оценке способностей детей и в контроле за процессом подготовки. И страна будет знать уровень физической подготовленности школьников. Составители мониторинга считают, что «…одним из способов существенного улучшения здоровья, …является повышение уровня их (школьников — Ш.В.) физической подготовленности. Это можно рассматривать как одну из важнейших задач государства».
Какая-либо проверка знаний по предмету «физкультура» должна быть исключена: накануне ЕГЭ по другим предметам у школьников и так голова "пухнет". А вот активность физическая им только в пользу. При нынешнем же положении вещей выпускники уже с третьей четверти начинают предпочитать «физре» другие предметы, входящие в ЕГЭ.
Забота о собственном здоровье и физическом развитии должна стать личным делом школьника. Он должен четко уяснить, что успех здесь зависит от приложения собственных усилий посредством ежедневных физических упражнений.
Сегодня мы со всей ответственностью должны сделать выбор: или мы, признав бедственное положение дел в физическом воспитании школьников, будем пытаться обеспечивать положительный сдвиг, или, усугубляя нынешнюю ситуацию, будем по – прежнему лакировать действительность.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.