Комарова Елена Александровна, 21.08.2013 0

Содержание современного образования, или Что следует понимать под знанием сегодня


Традиционное понимание содержания обучения иностранному языку. Определяя содержание обучения иностранному языку, последователи школы Г.В. Роговой выделяют три основных компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент содержания обучения. В лингвистике и методике традиционно разграничивают такие понятия, как язык и речь. Они составляют две стороны одного явления, но при этом имеют целый ряд отличий, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Основное отличие заключается в том, что, что единицы языка организованы по формально-семантическому признаку, в то время как единицы речи по семантико-коммуникативному. Это значит, что последние всегда соотнесены с конкретной ситуацией общения.

Психологический компонент содержания обучения.

Отвечая на вопрос: чему учить, необходимо определить те языковые и речевые навыки и умения, которые вы хотите сформировать у учащихся по использованию данного материала в процессе иноязычного общения. Таким образом, психологический компонент содержания обучения ИЯ призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям.

Что такое навыки и что такое умения? В чём их различие?

А.А. Леонтьев полагает, что речевыми навыками следует считать речевые операции, выполнение которых доведено до степени совершенства. То есть навык предполагает способность к совершению автоматизированных операций, которая в любой момент может быть реализована.

В методике обучения ИЯ навыки в большей степени связаны с освоением фонетических, лексических и грамматических сторон речи, то есть с обучением различным аспектам языка и речи. Однако, для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков. Необходимы речевые умения. Последние предполагают творческую деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления. В каждой конкретной речевой ситуации речевые умения могут проявляться по-разному.

Речевые умения всегда неразрывно связаны с личностью говорящего и его способностью правильно оценивать речевую ситуацию, готовностью при необходимости изменять ранее намеченный план речевого взаимодействия, адекватно использовать различные приёмы аргументации, убеждения, получения информации. При изучении ИЯ далеко не все могут достичь уровня речевых умений.

Методологический компонент содержания обучения иностранному языку.

Восприятие знаний - это форма существования человека, а не некий набор отдельных элементов. Знания невозможно механически переложить из одной головы в другую. Присвоение знаний может идти только через деятельность. Человек вынужден сам создавать собственные знания, а учитель может лишь направить этот процесс.

К общеучебным умениям и навыкам можно отнести овладение важнейшими компонентами академического труда:

  • Планирование собственной учебной деятельности;
  • Выбор оптимальных средств решения поставленных учебных задач;
  • Использование различных технологий работы со справочной/учебной литературой в процессе выполнения учебной задачи;
  • Осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности и т.д.

Очевидно, что в понятие методологического компонента содержания обучения различным аспектам языка, и видам речевой деятельности входит обучение приёмам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, словарями и справочниками, а также приёмам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить учащихся проводить социокультурные наблюдения в процессе изучения языков и культур.

Новое понимание содержания образования.

Как же сегодня следует рассматривать категорию содержания образования, а значит отвечать на вопрос «Чему учить?». В новой трактовке целей сохраняется традиционное для российского образования понимание направленности учебной деятельности на развитие, воспитание и образование личности, следовательно, и в содержании образования сохраняется то же триединство.

В процессе современного образования ученику необходимо обеспечить:

  • Овладение определённым набором предметных и межпредметных знаний, понятий, представлений, необходимых и достаточных для осуществления непрерывного личного развития;
  • Усвоение определённых алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов контроля и оценивания собственной деятельности;
  • Формирование комплексных академических, информационных, коммуникативных умений, связанных с переработкой большого количества информации и с использованием имеющихся знаний в учебной и реальной деятельности;
  • Готовность к самостоятельной деятельности и решению проблем.

Ключевыми позициями в данном контексте можно считать различение знаний и мнений, знаний и суждений; понимания взаимосвязи (но не тождественности) между знанием и мышлением.

Знание – не вещь. И если человек его усвоил, то, в отличие от мнения, он не может легко и просто отказаться, «отделиться» от своего знания.

Различение мёртвого и живого знания заключается в том, что последнее основано на мышлении и направлено на открытие новых сфер непознанного, развитие самой культуры, творчества, а первое – на тренировку памяти, повторение уже пройденного, механическое использование уже созданного.

Вряд ли кто станет сегодня отрицать, что знание личностно, что знание не равно информации, надо учить детей умению: 

  • Восстановить источник почерпнутого сведения;
  • Формировать собственные основания-мыслительные, мировоззренческие, гражданские и выражать их в позиции;
  • Понимать устройства объекта, по поводу которого выстраивается знание;
  • Восстановить свой способ мышления, приведший к появлению именно такого видения объекта и скорректировать его в случае обнаружения разрыва логики в рассуждениях или с учётом новой информации и опыта;
  • Применять знание в мыслительной и практической ситуации.

Знание существует лишь в процессе его порождения и употребления, а также в процессе трансляции.

Суть процесса порождения знания заключается в усилиях мышления при решении каких-либо задач или проблем. Процесс употребления знаний действует в обратном направлении-возникают новые ситуации, которые требуют объяснения и понимания, в ходе которых вновь востребовано знание, и оно «живёт».

Разработанный стандарт общего среднего образования может привести к тому, что сегодняшние выпускники вузов не справятся с поставленными перед школой задачами, поскольку сами были воспитаны и учились в другой образовательной парадигме.

Анализ предметных концепций в новом образовательном стандарте позволил выделить несколько основных составляющих содержания школьного образования, которые так или иначе связаны с развитием всего комплекса компетенций при ведущей роли коммуникативной культуры. Пока они изолированно существуют в тексте одной учебной дисциплины, они носят частный характер. Их реальное достижение можно обеспечить только совокупными усилиями всех учителей-предметников.

Можно предложить следующие составляющие содержания образования:

  1. Знания.
  2. Умение работать с новой информацией/текстом.
  3. Умение создавать собственную информацию (в виде устных и письменных текстов, проектов).

Представим каждый из компонентов подробнее.

Знания могут включать следующие компоненты: правила, даты, факты, события биографии известных людей, термины и понятия; проблемы и этапы развития общества, научных теорий; ценностные ориентиры современного общества; причины и следствия глобальных явлений; основные источники получения информации; способы деятельности по решению тех или иных задач и т.д.

Преподаватели неоднократно задают вопросы о том, какие знания в каждом конкретном случае надо считать обязательными, а какие нет.

При выборе конкретного набора знаний, формируемых и контролируемых в процессе учебной деятельности, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Обоснованность выбора конкретного материала из всего спектра имеющейся информации;
  • Значение материала для необходимого уровня общекультурной образованности;
  • Роль данного знания для решения различных задач, в том числе межпредметного характера;
  • Частотность использования этих знаний в учебной и реальной деятельности.

Умение работать с новой информацией предполагает: умение определить тематику/ проблематику/ вид/ жанр текста; находить нужную информацию в различных источниках, работать со справочным аппаратом книги/текста; владеть разными видами чтения; фиксировать нужную информацию; определять своё отношение к прочитанному или услышанному; аргументировать собственные оценочные суждения, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; понимать информацию на уровне содержания и смысла; проверить степень достоверности информации; опускать избыточную информацию; сравнивать и сопоставлять; владеть разными видами пересказа и т.д.

При формировании и контроле данных умений следует учитывать:

  • Образовательную и художественную ценность предлагаемых текстов;
  • Возможность использования текстов разного объёма для решения различных учебных и коммуникативно-познавательных задач;
  • Соответствие проблематики текстов возрасту, жизненному опыту и интересам учащихся;
  • Степень конкретности и функциональности заданий;
  • Возможность комплексного использования уже имеющихся коммуникативных, информационных, социокультурных умений для решения новых задач;
  • Сочетание заданий разной степени сложности;
  • Возможность выбора заданий и последовательности их выполнения;
  • Наличие критериев оценивания правильности выполнения заданий.

Умение создавать собственную информацию в виде текстов или проектов означает умение: создавать, именовать, сохранять, архивировать собранную информацию; создавать текст на компьютере с использованием таблиц и изобразительной наглядности (сканировать изображения, использовать цифровую фото-, видеоаппаратуру); структурировать текст (нумерация страниц, использование списков, ссылок, оглавлений, колонтитулов, указателей, адресов); передавать тексты с использованием электронных средств коммуникации; соблюдать нормы письменного этикета, принятые в той или иной языковой культуре; создавая тексты на основе прочитанного, использовать ссылки и цитирование источников; понимать и уметь выразить речевую задачу своих текстов; аргументировать свою позицию, приводить примеры; вести диалог с реальным и потенциальным оппонентом; образно и понятно выражать собственные мысли, чувства; использовать различные способы организации текста; писать изложения, отзывы, сочинения разных типов, творческие работы разных жанров; описывать результаты собственных наблюдений, опыт, чувства, внешность, местность, отношения; давать развёрнутые ответы на проблемные вопросы.

В данном случае не следует учитывать:

  • Желаемую разновидность создаваемых функциональных типов текстов;
  • Требования к их оформлению; сроки выполнения; количество авторов;
  • Наличие свободы выбора темы, формы предъявления и оформления;
  • Степень самостоятельности выполнения;
  • Точность выполнения задания;
  • Языковое и речевое, техническое оформление;
  • Наличие опыта в данном виде работы;
  • Единые школьные требования к форме и содержанию;
  • Наличие памяток-инструкций по выполнению однотипных заданий;
  • Наличие образцов выполнения однотипных заданий; прозрачность процедуры оценивания; использование само- и взаимоконтроля;
  • Исследовательскую направленность деятельности;
  • Определение уровня сложности заданий, их градацию.

Принципиально важно учитывать всё вышесказанное и при разработке содержания образования будущего преподавателя, в том числе и в курсе методики преподавания иностранного языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?