Мария, 24.09.2013 0

Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения


В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную сюжетно-ролевую игру, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащает процесс воспитания и обучения [3].


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Для детей с нарушением зрения приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта [1].

В отечественной специальной психологии изучением развития социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как А.Г. Литвак (1985), Л.И. Плаксина (1995), Л.И. Солнцева (2000), Д.М. Маллаев (1993), И.Г. Корнилова (1999), и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитие коммуникативной деятельности [4].

Проблема влияния полоролевых различий на развитие социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально-психологические особенности, обуславливающие поведения мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слабовидящих имеются специфические закономерности формирования половой дифференциации, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе [5].

Нами было проведено экспериментальное исследование В МАДОУ №105 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово с целью изучения сюжетно-ролевой игры как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Для достижения поставленной цели были определены и следующие задачи:
  1.  Теоретически изучить процесс формирования половой дифференциации у дошкольников с сохранным развитием и с отклонением в развитии зрения в игровой деятельности.
  2.  Эмпирически выявить актуальный уровень сформированности половой дифференциации у детей с нарушением зрения.
  3.  Экспериментально определить сюжетно-ролевую игру, как средство формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Далее был проведен анализ и отбор методик. Были подобраны такие методики: Методика «Наблюдение» (Е.О. Смирнова). Цель: Выявить уровень потребности и взаимодействия детей друг с другом.

Методика «Беседа с детьми» (Т.М. Титаренко «Такие разные дети»). Цель: Формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках, сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочки), а у мальчиков (мужественности).

Методика «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская). Цель: выявить возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

В ходе проведения методик на констатирующем этапе, мы получили следующие данные:
  •  Методика «Наблюдения» (Е.О. Смирнова), по ее результатам, можно сделать вывод, что не все дети вступают в контакт со сверстника: 6% детей имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 66%–имеют средний уровень и 28% детей имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.
  •  Методика «Беседа с детьми» (Т.М. Титаренко «Такие разные дети»). Из приведенной беседы мы получили следующие даны: у 38 % детей низкий уровень сформированности половой дифференциации и 62% детей имеют средний уровень сформированности половой дифференциации. Отсюда можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформировано представления о своей половой принадлежности.
  •  Модификация методики «Половозрастная идентификация» по Н.Л. Белопольской. Обработав результаты данной методики, мы получили следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка такова: 33% детей – низкий уровень, 67%- средний уровень; Половозрастная идентификация противоположного пола – 44% детей получили низкий уровень, 56 % детей – средний уровень. Из этого можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения не в полной мере могут идентифицировать свой настоящей прошлый и будущий половозрастной статус и идентифицировать половозрастную линейку противоположного пола.
Полученные данные констатирующего этапа и их анализ натолкнули нас на необходимость разработки специальной работы, задача которого заключалась в том, чтобы путем специально и целенаправленно организованной сюжетно- ролевой игры повысить уровень формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Для более эффективной работы нами были организованны следующие условия:
  •  Создана эмоционально- комфортная развивающая предметная среда, соответствующая требованиям дошкольной педагогики и с учетом специфики контингента группы;
  •  Разработаны планы-конспекты сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
  •  Составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на период с сентября 2012г. по январь 2013г.
Кроме систематической работы с детьми, нами была проведена следующая работа для педагогического состава ДОУ и родителей детей:
  •  Составлены консультации для педагогов по проблеме формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
  •  Разработан перспективный план работы с родителями «Воспитываем мальчиков и девочек»;
В формирующем педагогическом эксперименте с целью ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения к принадлежности к соответствующему полу и тем качествам, которые должны быть присущи мужчине или женщине, важная роль нами отводилась сюжетно-ролевой игре. Особенно важно то, что в сюжетно-ролевой игре наиболее ярко представлена половая дифференциация. Девочки играли в игры с хозяйственно-бытовой тематикой («Семья»; «Салон красоты»; «Дочки-матери» и другие) которые развивают у них социальную активность и имеют полоролевые ориентиры, необходимые для будущей матери.

К любимым играм мальчиков таки игры, как «Летчики»; «Пограничники»; «Строители» и другие, которые воспитывают у будущего мужчины- защитника отчизны такие качества как уважения к матери-женщине, желание быть смелым и совершать героические поступки.

На ряду с этим мы разворачивали сюжетно-ролевую с обязательной совместной деятельностью детей разного пола такие, как «Детский сад»; «День рождение» и другие.

В ходе проведения совместной сюжетно-ролевой игры были замечены позитивные изменения. Для подтверждения результатов, полученных в ходе формирующего этапа, нам необходимо было проведение контрольного этапа эксперимента.

Цель которого: сравнительный анализ динамики сформированности половой дифференциации и определения сюжетно-ролевой игры, как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Вторичное обследование детей группы проходило по тем же методикам, используемым во время констатирующего этапа эксперимента.

Были получены следующие данные:

Методика 1. «Наблюдения» (Е.О. Смирнова): 50% имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 33% имеют средний уровень и 17% имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.

Методика 2. «Беседа с детьми» (Т.М. Титаренко «Такие разные дети»). Обработав результаты, мы получили, что 39% имеют высокий уровень сформированности половой дифференциации, 55% – средний уровень и 6% низкий уровень сформированности половой дифференциации.

Модификация методики 3 «Половозрастная идентификация» (по Н.Л. Белопольской). Обработав результаты, были получены следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка – 45% высокий уровень, 55% средний уровень; половозрастная идентификация противоположного пола – 39% высокий уровень, 61% (11 детей) средний уровень.

Вторичное обследование детей группы по данным методикам, показало наличие тесной взаимосвязи между всеми составляющими уровней сформированности половой дифференциации: специфическими особенностями решений заданий методик и участием детей в сюжетно-ролевой игре.

III уровень (Высокий) – 43%. Дети на этом уровне практически не затрудняются в создании игры, проявляя инициативность и активность, владеют представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения; дифференциации себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам, полоролевому поведению.

II уровень (средний) – 51% детей.

I уровень (низкий) – 6% детей.

На контрольном этапе эксперимента мы выявили, что работа с детьми о представлении своей половой принадлежности, а именно соответствующей будущей социальной роли мужчины и женщины дала высокий уровень сформированности проявления половой дифференциации.

Проведенное нами исследование подтвердило положение о том, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим фактором полоролевого воспитания детей.

Список используемой литературы:

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 70-76.
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, психологам. – СПб.: Просвещение, 1998.
4. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. // Дефектология. –1991. –№4. –С. 68-70.
5. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? //Обруч. – 1998. – №6. – С. 19–28.

МБДОУ №16 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово 
учитель-дефектолог М. Г. Лысенкова

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?