Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Оно проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером.
Как стать хорошим учителем?
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. И его можно развить, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Для достижения многих целей, связанных с ростом профессионального мастерства, необходимо заниматься самообразованием. Это необходимое постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Самообразование ценно не как «узкое набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней. А значит - это полное, многостороннее и естественное самочувствие человека. Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.
Но как стать личностью? Как создать себя как педагога?
Для этого нужно уметь управлять собственным развитием. Необходимо выстроить профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.
Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в данной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.
В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Саморегуляция – это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов.
Иными словами, чтобы добиться результатов, необходимо постоянно изучать себя.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.
Итак, профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела.
Профессионализм как психическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков. «Призванием становится интерес, помноженный на труд» – писал В.А. Сухомлинский.
Самосознание и самовоспитание педагога
Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в обще дело. Структура профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:
- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности
- знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей.
Самосознание тесто связано с самовоспитанием. А это сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Профессиональное самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и навыков, но и предполагает совершенствование многих других неспецифических для данной профессии, но профессинально значимых качеств личности.
Процессы воспитания и самовоспитания органически переплетаются. Самовоспитание скрывает в себе логику процесса формирования качеств личности, представляющую собой ряд последовательных этапов, в соответствии с которыми поднимается уровень воспитанности, совершенствуются мотивы и способы как поведения личности, так и ее самостоятельной деятельности.
Таким образом, овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда. Все это крайне необходимо для становления профессии педагога. Прежде всего нужно понять себя, научиться разбираться в себе, а затем уже приступать к работе с детьми.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.