Эффективность и качество воспитательной работы в формировании гражданской позиции учащихся
Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить» - эти слова Сухомлинского актуальны и сейчас.
Немаловажная роль в формировании гражданской позиции отводится педагогическому коллективу. Формирование гражданской позиции – дело непростое, оно связано с ёмкостью самого этого понятия.
Позиция личности – это система главных личностных отношений. Сюда включаются:
- уважение к людям, взаимоотношения между людьми;
- любовь и уважение к труду и людям труда;
- любовь к Отечеству;
- развитие и культивирование сочувствия, сопереживания.
Чтобы воспитать личность, все эти личностные отношения должны находиться в органичном неразрывном единстве. Человек – главная ценность общества, отношением к которой выверяется гражданская зрелость каждого. В воспитательной работе много разнообразных форм, которые строят различные отношения между участниками коллектива с целью утвердить у учащихся уважение к другим членам общества.
Это позволяет эффективно формировать гражданскую позицию учащихся с самых первых дней обучения в школе, добиваться того, чтобы ребят уже в детстве волновало настоящее и будущее Отечества, их собственное настоящие и будущее. Гражданские мысли, чувства, граждански долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства, самоуважения, без которого невозможно формирование гражданской позиции.
Тот, в ком сформированы эти качества, никогда не проявит себя в чём-то дурном – он будет стремиться проявить себя в добром, достойном идей своего общества.
Становление гражданской позиции невозможно без творческой деятельности учащихся.
Цель и содержание воспитательной работы состоит в том, чтобы удовлетворение потребности детей в творческой деятельности переживалось как моральное достоинство, чтобы работая для общества, ребёнок ощутил свою гражданскую позицию. Через творчество ребёнок познаёт окружающий мир, прошлое и настоящее человечества, духовные и материальные богатства Родины.
Современные формы работы по патриотическому воспитанию неисчерпаемы. Для формирования гражданской позиции школьников в образовательном учреждении проводится эффективная воспитательная работа по следующим направлениям:
- Тематические классные часы, посвящённые различным памятным датам страны и города.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Российского флота: дети готовятся к встрече, подбирают стихи, продумывают вопросы. Слушая рассказы людей старшего поколения, дети учатся сопереживать, огорчаются и радуются вместе с ними.
- Экскурсии по различным памятным, культурным местам Санкт-Петербурга. Дети узнают о героических страницах жизни нашего города, о замечательных горожанах, прославивших наш город в трудовых и боевых подвигах.
- Инсценирование военных песен. Учащиеся переживают описанные события, пропускают их через себя.
- Выпуск стенгазет, которые размещаются на общешкольном стенде. Учащиеся могут сравнить своё творчество с творчеством других учащихся, увидеть и услышать реакцию других ребят на газету, учесть ошибки.
- Занятия в литературно-историческом кружке. Дети создают отзывы об увиденном и услышанном: что запомнилось, понравилось или нет? почему? Лучшие работы публикуются в газете «Дети и мы». Учащиеся имеют возможность увидеть свои произведения не страницах печатного издания.
- Участие в различных акциях:
- «Мы с тобой, Солдат!» Дети принимают активное участие в жизни Российской Армии, оказывают посильную помощь взрослым, что позволяет испытывать чувство гордости, формирует ответственность.
- «Подарок новому человеку». Воспитывает умение заботиться о младших.
Большое внимание педагогический коллектив школы уделяет трудовому воспитанию учащихся. Ребята принимают активное участие в сборе макулатуры, что воспитывает у них такие качества как бережливость, бережное отношение к природе, чувство коллективизма. Участвуют в трудовых десантах, учатся ценить и уважать свой и чужой труд. Принимают участие в городских субботниках. Где наравне со взрослыми убирают школьную и городскую территории.
Здесь очень важно, что дети сразу видят результат своей работы, слышат оценку прохожих, похвалу учителя.
Для того, чтобы воспитательная работа была эффективной, важно не только давать детям материал для размышления и переживания, необходимо ещё и получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходившему. Таким образом, воспитательный материал дважды проходит через ум, сердце и душу ребёнка, и оставляет прочный след в сознании будущего гражданина, прививает и закрепляет важные нравственные качества.
Только тогда воспитательная работа является качественной. Когда она направлена на формирование гражданской позиции учащихся, что способствует выполнению Конституции Российской Федерации: «Граждане России обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами российского общества».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.