Как правильно учить стихотворения с ребенком? Когда знакомить с рифмой малыша? Каким произведениям отдавать предпочтение? Какую методику выбрать? Об этом читайте в нашей статье.
Все родители понимают, как важно учить стихотворения с ребенком. Процесс заучивания рифмованного текста необходим для развития детской памяти, совершенствования речи, расширения кругозора и словарного запаса, восприятия поэтического жанра, формирования общей культуры маленького человека.
Почему же одни дети запоминают стихи быстро, легко и надолго, а для других это интересное занятие превращается в непосильный труд? Основная причина – неправильный подход родителей к заучиванию стихотворений с детьми (без учета психологических особенностей, возраста, темперамента и даже литературных предпочтений малышей). Мы познакомим читателей с рекомендациями и эффективными методиками, которые помогут правильно учить стихотворения с ребенком.
Малыш в 2-3 года с удовольствием играет в рифмы, которые взрослым необходимо максимально использовать в общении с ним. Это легко, увлекательно и полезно! Кроха не только поддержит родителей, но и очень скоро порадует своими достижениями в рифмовке слов.
До 4 лет детей нужно активно готовить к запоминанию произведений, читая вслух как можно больше. А с четырехлетним ребенком можно начинать целенаправленное заучивание рифмованных текстов (именно этот возраст считается наиболее благоприятным). Учить стихи к празднику, в подарок папе, бабушке или Дедушке Морозу – это прекрасная мотивация для малыша в 4-5 лет.
Для энергичных, подвижных шалунов нужно подобрать веселые и ритмичные стишки, для спокойных малышей – размеренные и плавные. На данном этапе развития задача ребенка – познакомиться с техникой запоминания, для этого и необходим подходящий ему по характеру стихотворный материал.
1. Визуальная методика.
Итак, предварительная работа проведена, и можно приступать непосредственно к заучиванию стихотворения. Важно дать ребенку правильную установку на запоминание рифмованного текста: «Это стихотворение мы будем учить. Твоя задача – его запомнить, а я тебе в этом помогу». Далее взрослому необходимо читать по одной строке и изображать на бумаге (хотя бы схематично) ее содержание. Для этого совершенно не обязательно уметь хорошо рисовать. После ребенок по нарисованному плану несколько раз воспроизводит стих, затем наглядную опору убирают и повторяют текст без нее.
2. Двигательная методика.
Суть этой методики состоит в том, что запоминание стихотворения сопровождается выполнением определенных движений. После установки на запоминание взрослый предлагает малышу взять толстую нитку и сделать из стишка клубочек. Проговариваем строчку за строчкой и одновременно наматываем нитку. Готово? Повторяем стихотворение, разматывая клубок, и снова наматываем. После этого нужно предложить ребенку спрятать ручки за спину и «понарошку» намотать клубочек. Вместо нитки можно бросать по одному шарики в ведерко, собирать пирамидку, нанизывать бусины на веревку. Существуют и другие эффективные методы заучивания стихов в движении.
3. Слуховая методика.
Этот метод пользуется наибольшей популярностью. Взрослый настраивает ребенка на заучивание стихотворения и просит включить в головке маленький магнитофон, который запишет рифмованный текст, а потом его воспроизведет. Сначала малыш слушает взрослого, затем повторяет отрывок вместе с ним, после ребенок повторяет текст самостоятельно, а завершает снова взрослый. Данный метод основан на повторении двух или четырех строчек, которые объединены рифмой. Она и является главной опорой для запоминания стихотворения на слух.
4. Логическая методика.
Есть дошколята, у которых ведущей является логическая память. Для них предлагается использование следующей методики. После предварительного этапа и установки на запоминание взрослый читает начало стихотворения, а затем предлагает ребенку рассказать своими словами по памяти, что же было дальше. Продолжаем чтение с того места, где малыш остановился, затем снова читаем и просим ребенка продолжить. Этот прием способствует созданию смысловых связей, на которые и опирается малыш. После повторного прочтения четырех стихотворных строк просим ребенка пересказать их так, как это сделал автор.
Как видим, заучивать стихотворения с ребенком интересно, полезно и несложно! Чтобы стихи запоминались легко и быстро, важно как можно раньше познакомить малыша с рифмой, учитывать возраст и темперамент сыночка или дочурки, выбирать подходящие произведения и найти оптимальную методику заучивания. Желаем успехов!
Все родители понимают, как важно учить стихотворения с ребенком. Процесс заучивания рифмованного текста необходим для развития детской памяти, совершенствования речи, расширения кругозора и словарного запаса, восприятия поэтического жанра, формирования общей культуры маленького человека.
Почему же одни дети запоминают стихи быстро, легко и надолго, а для других это интересное занятие превращается в непосильный труд? Основная причина – неправильный подход родителей к заучиванию стихотворений с детьми (без учета психологических особенностей, возраста, темперамента и даже литературных предпочтений малышей). Мы познакомим читателей с рекомендациями и эффективными методиками, которые помогут правильно учить стихотворения с ребенком.
Знакомим с рифмой малышей
Начинать учить стихи с ребенком никогда не рано! Ведь первые рифмованные строки песенок и потешек из уст мамы или бабушки он запоминает еще в младенчестве. Когда малыш еще лежит в колясочке, заботливая мама уже рассказывает ему про вздыхающего бычка, плачущую Таню и брошенного хозяйкой зайку. Годовалый карапуз с большим удовольствием рассматривает яркие картинки в книге и слушает небольшие стихи, которые ему читают родители. А некоторые дети еще и охотно цокают язычком, когда слышат стихотворение Агнии Барто про лошадку.Малыш в 2-3 года с удовольствием играет в рифмы, которые взрослым необходимо максимально использовать в общении с ним. Это легко, увлекательно и полезно! Кроха не только поддержит родителей, но и очень скоро порадует своими достижениями в рифмовке слов.
До 4 лет детей нужно активно готовить к запоминанию произведений, читая вслух как можно больше. А с четырехлетним ребенком можно начинать целенаправленное заучивание рифмованных текстов (именно этот возраст считается наиболее благоприятным). Учить стихи к празднику, в подарок папе, бабушке или Дедушке Морозу – это прекрасная мотивация для малыша в 4-5 лет.
Учитываем возраст и темперамент ребенка
Ребенок быстро и легко запомнит то стихотворение, которое соответствует его возрасту и темпераменту. Уберите подальше от пятилетнего малыша «Евгения Онегина», найдите другой способ развлечь заскучавших гостей! Для заучивания лучше всего подходит детская классика (стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова).Для энергичных, подвижных шалунов нужно подобрать веселые и ритмичные стишки, для спокойных малышей – размеренные и плавные. На данном этапе развития задача ребенка – познакомиться с техникой запоминания, для этого и необходим подходящий ему по характеру стихотворный материал.
Максимум эмоциональности и выразительности
Следуя детской природе, учить стихотворение с ребенком нужно эмоционально и выразительно, иначе оно потеряет для него всякий смысл. Коллективные заучивания стихов в детском саду нередко превращаются в монотонное повторение рифмованных строчек за воспитателем. О какой красоте поэтической формы можно в этом случае говорить? А ведь ребенок, который не проникнется ее очарованием в детстве, во взрослой жизни может и не обратиться к поэзии.Предварительный этап заучивания стихотворений
Для начала новое стихотворение должен выразительно прочитать взрослый (лучше, конечно, наизусть). Непонятные ребенку слова, которые присутствуют в тексте, нужно разъяснить, после чего снова медленно прочитать стих. Дальше нужно рассказать малышу о том, кто и когда написал его, внимательно рассмотреть иллюстрации. Такая предварительная работа способствует формированию у ребенка образа поэтического произведения и культуры заучивания. Можно предложить малышу нарисовать стихотворение, с которым он сегодня познакомился. Эти маленькие шедевры нужно собирать в отдельную папку, периодически просматривать их с ребенком и вспоминать выученные стихи.Выбираем подходящую методику заучивания
Каждый человек запоминает стихотворение по-разному. Одни хорошо схватывают текст на слух, другие же должны его сами несколько раз прочитать или увидеть иллюстрации. Кто-то ходит по комнате, попадая в стихотворный ритм, а кому-то необходима полная неподвижность. Исходя их этих особенностей, существует несколько различных методик заучивания стихов с ребенком (визуальная, двигательная, слуховая, логическая). Можно попробовать каждую из них, чтобы найти наиболее подходящую для своего малыша.1. Визуальная методика.
Итак, предварительная работа проведена, и можно приступать непосредственно к заучиванию стихотворения. Важно дать ребенку правильную установку на запоминание рифмованного текста: «Это стихотворение мы будем учить. Твоя задача – его запомнить, а я тебе в этом помогу». Далее взрослому необходимо читать по одной строке и изображать на бумаге (хотя бы схематично) ее содержание. Для этого совершенно не обязательно уметь хорошо рисовать. После ребенок по нарисованному плану несколько раз воспроизводит стих, затем наглядную опору убирают и повторяют текст без нее.
2. Двигательная методика.
Суть этой методики состоит в том, что запоминание стихотворения сопровождается выполнением определенных движений. После установки на запоминание взрослый предлагает малышу взять толстую нитку и сделать из стишка клубочек. Проговариваем строчку за строчкой и одновременно наматываем нитку. Готово? Повторяем стихотворение, разматывая клубок, и снова наматываем. После этого нужно предложить ребенку спрятать ручки за спину и «понарошку» намотать клубочек. Вместо нитки можно бросать по одному шарики в ведерко, собирать пирамидку, нанизывать бусины на веревку. Существуют и другие эффективные методы заучивания стихов в движении.
3. Слуховая методика.
Этот метод пользуется наибольшей популярностью. Взрослый настраивает ребенка на заучивание стихотворения и просит включить в головке маленький магнитофон, который запишет рифмованный текст, а потом его воспроизведет. Сначала малыш слушает взрослого, затем повторяет отрывок вместе с ним, после ребенок повторяет текст самостоятельно, а завершает снова взрослый. Данный метод основан на повторении двух или четырех строчек, которые объединены рифмой. Она и является главной опорой для запоминания стихотворения на слух.
4. Логическая методика.
Есть дошколята, у которых ведущей является логическая память. Для них предлагается использование следующей методики. После предварительного этапа и установки на запоминание взрослый читает начало стихотворения, а затем предлагает ребенку рассказать своими словами по памяти, что же было дальше. Продолжаем чтение с того места, где малыш остановился, затем снова читаем и просим ребенка продолжить. Этот прием способствует созданию смысловых связей, на которые и опирается малыш. После повторного прочтения четырех стихотворных строк просим ребенка пересказать их так, как это сделал автор.
Как видим, заучивать стихотворения с ребенком интересно, полезно и несложно! Чтобы стихи запоминались легко и быстро, важно как можно раньше познакомить малыша с рифмой, учитывать возраст и темперамент сыночка или дочурки, выбирать подходящие произведения и найти оптимальную методику заучивания. Желаем успехов!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также