«Интересует возможность создания системы дистанционного обучения специалистов по…. Возможно ли создание такого курса?»
Мы часто получаем от наших клиентов подобные запросы. Естественно, мы объясняем, что электронный курс- это только часть системы дистанционного обучения, хотя весьма существенная. Конечно, мы спрашиваем какие задачи, они планируют решать с помощью системы дистанционного обучения и какие результаты они хотят получить в итоге. Иногда бывает, что нас просят разработать электронный курс, а после переговоров с заказчиком мы совместно с ним приходим к выводу, что для решения их задач им достаточно установить программу для проведения вебинаров и выкладывать записи вебинаров на корпоративном портале.
Когда мы обсуждали эти вопросы с крупной федеральной компанией, то по итогам этих обсуждений мы сформировали документ «Организация системы дистанционного обучения», краткий конспект которого с комментариями приведен ниже. Надеемся, что он будет полезен компаниям, которые начали задумываться об организации дистанционного обучения, но пока не знают с чего начать и боятся упустить существенные детали.
А для того, чтобы СДО приносила компании максимальную пользу, и было минимизировано сопротивление персонала, при его внедрении необходимо выполнить ряд работ:
Часто первый и второй этапы проводятся параллельно и в этом есть смысл. Поставщики LMS и разработчики электронных курсов работают на смежных рынках, знают «подводные камни» и часто могут рекомендовать коллег (или наоборот, не рекомендовать). Часто проблемы возникают при установке курсов, реализованных в программной среде одного разработчика в LMS другого. Поэтому «продвинутые» заказчики в ТЗ на разработку электронных курсов указывают требования к инструментарию. Например, «Курсы мы используем в системе СДО WebTutor. В приоритете у нас разработка курсов в редакторе CourseLab, поэтому мы курс принимаем в формате wcl, чтобы иметь возможность, при необходимости, внести туда нужные нам изменения в любое время, не прибегая к услугам разработчика курса». Это очень важные требования. Жизнь не стоит на месте и в электронные курсы рано или поздно придется вносить изменения. Естественно, компания не хочет зависеть от разработчика курсов.
Этот этап компании часто упускают из виду, что усложняет работу по внедрению СДО в дальнейшем. На этом этапе необходимо произвести следующее:
Первые три этапа (их можно объединить в блок под условным названием «pre-sale») обычно занимают один-три месяца, хотя могут растянуться и на более длительный период (здесь все зависит от срочности и приоритетов). После того, как компания определилась с выбором решения, начинается подготовительный этап, но об этом - позже.
Мы часто получаем от наших клиентов подобные запросы. Естественно, мы объясняем, что электронный курс- это только часть системы дистанционного обучения, хотя весьма существенная. Конечно, мы спрашиваем какие задачи, они планируют решать с помощью системы дистанционного обучения и какие результаты они хотят получить в итоге. Иногда бывает, что нас просят разработать электронный курс, а после переговоров с заказчиком мы совместно с ним приходим к выводу, что для решения их задач им достаточно установить программу для проведения вебинаров и выкладывать записи вебинаров на корпоративном портале.
Когда мы обсуждали эти вопросы с крупной федеральной компанией, то по итогам этих обсуждений мы сформировали документ «Организация системы дистанционного обучения», краткий конспект которого с комментариями приведен ниже. Надеемся, что он будет полезен компаниям, которые начали задумываться об организации дистанционного обучения, но пока не знают с чего начать и боятся упустить существенные детали.
Структура системы дистанционного обучения
Первое, с чего хотелось бы начать, это со структуры Системы дистанционного обучения (далее СДО) и описать какие элементы входит в понятие «Система дистанционного обучения». Для того чтобы СДО приносила компании реальную пользу, в ней желательно предусмотреть следующие составляющие:- Формирование структуры, отвечающей за создание контента либо передача этих функций (или некоторых из них) на аутсорсинг. Если компания «забывает» включить в проект «Внедрение СДО» ресурсы, необходимые для разработки/приобретения контента, то вероятность неудачи проекта существенно увеличивается. Контент в большинстве случаев бывает следующих категорий:
- Программы обучения
- Учебные курсы (электронные курсы, аудио и видеолекции, учебники в электронной форме, учебные видеофильмы, мультимедийные интерактивные курсы, обучающие CD)
- Тесты, опросы
- Пользовательские инструкции, регламенты, т.п.
- Развёртывание, наполнение и поддержка программы для организации СДО. На этом этапе часто происходит подмена понятий. Часто под Системой дистанционного обучения подразумевают программное обеспечение для СДО. (Learning Management System, кратко LMS). Здесь у компании часто возникают соблазны переложить работы на поставщика, а провайдеры, увы, не всегда стремятся сделать как лучше для заказчика. Чаще встречается вариант - как им быстрее, проще и дешевле.
- Создание базы знаний для пользователей учащихся. Эти работы частично пересекаются с работами по формированию контента.
- Планирование обучения и регулярная аттестация учащихся. Важность этих аспектов часто недооценивается и в результате часто обучение пускают «на самотек».
- Предоставление доступа к учебным материалам. Здесь также целесообразно заранее продумать политику доступа, предусмотреть варианты доступа для различных категорий сотрудников.
А для того, чтобы СДО приносила компании максимальную пользу, и было минимизировано сопротивление персонала, при его внедрении необходимо выполнить ряд работ:
- Этапы внедрения СДО
- Выбор LMS
- Формирование требований к LMS
- Выбор LMS, оптимальной для компании. Часто компании пропускают первый этап и сразу начинают выбирать платформу. В результате повышается риск, что они либо приобретут LMS с избыточным функционалом (это не самый худший вариант), либо, что гораздо хуже, платформу, которая в принципе не может решить поставленные задачи. Часто бывает, что в процессе выбора LMS ТЗ уточняется, дополняется, конкретизируется. Это нормальный процесс.
- Выбор компании для создания электронных курсов
- Формирование ТЗ на разработку электронного курса
- Выбор поставщика курсов
- Разработка и публикация пилотного (или демо) курса
- Регистрация участников обучения
- Формирование отчетности по результатам прохождения пилотного курса
- Анализ результатов прохождения пилотного курса
Часто первый и второй этапы проводятся параллельно и в этом есть смысл. Поставщики LMS и разработчики электронных курсов работают на смежных рынках, знают «подводные камни» и часто могут рекомендовать коллег (или наоборот, не рекомендовать). Часто проблемы возникают при установке курсов, реализованных в программной среде одного разработчика в LMS другого. Поэтому «продвинутые» заказчики в ТЗ на разработку электронных курсов указывают требования к инструментарию. Например, «Курсы мы используем в системе СДО WebTutor. В приоритете у нас разработка курсов в редакторе CourseLab, поэтому мы курс принимаем в формате wcl, чтобы иметь возможность, при необходимости, внести туда нужные нам изменения в любое время, не прибегая к услугам разработчика курса». Это очень важные требования. Жизнь не стоит на месте и в электронные курсы рано или поздно придется вносить изменения. Естественно, компания не хочет зависеть от разработчика курсов.
- Информация, внутренний PR
Этот этап компании часто упускают из виду, что усложняет работу по внедрению СДО в дальнейшем. На этом этапе необходимо произвести следующее:
- Включить систему дистанционного обучения в общую систему обучения в компании как элемент для обязательного использования.
- Сформировать нормативно-распорядительную документацию. Как минимум, это следующие документы: «Положение о Системе дистанционного обучения» с описанием целей, задач, функций и распределением ответственности между подразделениями и сотрудниками за различные аспекты работы СДО (например, наполнение контентом, техническая поддержка, выдача паролей/логинов сотрудникам, оценка и анализ результатов обучения и др.) и «Приказ о внедрении СДО». Причем к разработке «Положения…» можно подключить персонал и сделать его частью внутреннего PR. Эти работы можно начинать параллельно с внутренним PR и завершить утверждением этих документов до вывода СДО в рабочий режим.
- Разработать регулярную систему отчетов по использованию СДО, особенно по тем сотрудникам, кто не работает в СДО для руководства. Вообще электронный курс в LMS - это, прежде всего электронное учебное пособие, система контроля за работой сотрудника с этим пособием и система контроля за тем, как преподаватель контролирует работу сотрудника с пособием.
- Создать «информационно-агитационный» материал о пользе и необходимости СДО со стороны руководства. К словам первых лиц Компании о СДО сотрудники прислушиваются намного больше, чем к работникам отдела, который занимается развитием LMS. Понятно, что у руководителей нет времени на семинары, но запись видео-интервью не займет много сил и времени.
- Внедрить ДО в ежеквартальную аттестацию
- Внедрить аттестацию в дистанционное обучение
- Обязать новых сотрудников (после внедрения СДО) сначала пройти обучение, а затем перейти к работе.
- Организовать внутренний PR (информирование сотрудников о грядущем использовании СДО, о целях и задачах дистанционного обучения, о ее преимуществах и удобстве, о всех выгодах, которые они получат после ее внедрения с указанием границ пробного использования и дат перехода в рабочий режим). На этом этапе можно выложить для ознакомления элементы руководств пользователя, организовать «горячую линию» ответов на вопросы и др. Эти работы можно начинать проводить параллельно с работами первого и второго этапов.
- Наделить организационными и контролирующими функциями в области обучения руководителей сотрудников
Первые три этапа (их можно объединить в блок под условным названием «pre-sale») обычно занимают один-три месяца, хотя могут растянуться и на более длительный период (здесь все зависит от срочности и приоритетов). После того, как компания определилась с выбором решения, начинается подготовительный этап, но об этом - позже.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Сайт: http://ra-kurs.spb.ru/