Технология проблемного обучения на занятиях изобразительного искусства как эффективный способ организации учебной деятельности
Образование признается качественным, если ученик обучается и воспитывается на максимуме возможного для него развития. Для повышения качества образования в обучении мною используется технология проблемного обучения. Данная технология позволяет создать необходимую среду для творческого развития ученика.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у учеников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление. По степени познавательной самостоятельности проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения темы урока, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. В данной технологии применяются методы проблемного изложения, объяснительно-иллюстративные, исследовательские методы.
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся, их активная позиция необходимы в улучшении качества образования. Для активизации позиции ученика необходимо:
- разрабатывать систему мер по мотивации на активное осознанное участие в своем собственном образовании;
- создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности;
- создавать благоприятные психологические условия.
При проблемном обучении знания не сообщаются в готовом виде, а ставится перед учениками задача (проблема), заинтересовывая его, побуждая у него желание найти способ ее разрешения. т.е создается условие (или ситуация), для преодоления возникающих трудностей.
На уроках изобразительного искусства проблемная ситуация возникает:
- в необходимости использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях;
- в решении практических заданий, когда ученику не хватает имеющихся знаний или известных способов действия;
- в решении практических заданий, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями.
Задачи изобразительного искусства, как учебной дисциплины - научить правильно наблюдать и познавать предметы окружающей нас природы, и этому способствует рисование с натуры. Рисование с натуры позволяет распределять учебные и творческие задачи на каждом этапе обучения рисунку.
Все проблемы (задания), поставленные перед учащимися направлены на то, чтобы подключить их воображение, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя созидателями. «Если же учащийся копирует образцы, хотя бы и очень высокого мастерства, то он будет подавлен этим мастерством и, не поняв его сущности, приобретет мертвые навыки». Д.Н.Кардовский.
Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Технология проблемного обучения способствует бережному сохранению индивидуальности каждого ученика.
Обязательным условием активной творческой среды учащихся являются выставки (итоговые, групповые). Возможность представить свое творчество на суд зрителей активизирует творческий процесс, побуждает стремление совершенствовать знания и умения.
Технология проблемного обучения рисунку, содействует развитию способности ученика острее наблюдать и анализировать окружающую действительность, познавать его законы, создает предпосылки для развития творческого мышления и воображения.
Применяемая в обучении технология проблемного обучения формирует навыки самообразования, умения преодолевать трудности, принимать решения, позволяет накапливать опыт творческого решения разнообразных задач, обеспечивает качество обучения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.