Мыльникова Вера Анатольевна, 02.06.2014 0

Формирование образного мышления учащихся средствами изобразительного искусства

Фото: Иксанова А.

Активное, деятельное воображение необходимо не только людям творческих профессий, ученым или изобретателям, успех любой деятельности человека во многом зависит от ясности представлений о конечном результате предпринимаемых усилий, то есть от воображения. Образное мышление формируется на занятиях изобразительным искусством.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В искусстве именно творческое воображение и образное мышление являются основой создания произведения, основой воплощения творческих замыслов, идей, ассоциаций в художественный образ. Воображение является компонентом любого творчества, запас образов воображения облегчает процесс рисования, поскольку они способствуют вычленению существенных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений, помогают формировать различные системы образов и умение оперировать ими. Как только в творческом процессе сформируется художественный образ, встает задача насыщения его жизненными подробностями, достоверными штрихами, начинаются поиски типажей, правдивых обстоятельств, характеристик и т.д. Начинается работа над эскизами, сбор подготовительного материала, поиск натуры. Восприятие художника, руководимое творческим замыслом, ищет опору в окружающей действительности, оно целенаправленно озадачено конкретной проблемой, художник нацелен на результат, его сознание, а вместе с ним и глаза находятся в постоянном активном поиске новых восприятий, способных обогатить и развить общую концепцию образа воображения. Художественное видение, воспитанное визуальное восприятие активно участвуют как в подготовке почвы для возникновения художественного образа, так и в его вынашивании, обогащении, уточнении и конкретизации и, наконец, в воплощении творческого замысла в материале.

Образное мышление художника, его творческие и интеллектуальные способности неразрывно связаны в творческом процессе с его личными качествами, чувствами, эмоциями, интуицией, фантазией и образуют единый комплекс, определяющий его талант. Благодаря мышлению художник создает свои произведения из разнообразных впечатлений, превращая жизненный материал в образы искусства. Такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и представления вновь подводит нас к творческому воображению.

Связующим звеном разрозненных процессов познания мира, связывающим их в целостную картину, является память. «Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину». Само осмысленное восприятие не может существовать без опознавания и отождествления воспринимаемого объекта как ранее известного или хотя и не виденного ранее, но относимого к известному классу предметов. Именно образная эмоциональная память объединяет все познавательные процессы в единое целое, обеспечивая преемственность в накоплении информации, знаний и навыков. Формирование зрительной памяти для целей изобразительного искусства, т.е. художественной памяти, предполагает целенаправленное наблюдение и отбор материала зрительных впечатлений с эстетических позиций. Здесь снова встает вопрос о визуальном восприятии. Заинтересованный глаз может обогатить память бесценным материалом для воссоздания в его творческом воображении ядра искомой композиции, пластического решения мотива, сюжетной завязки, жизненных деталей и фрагментов.

Эмоционально окрашенное восприятие действительности, творческая направленность установки, высокая мотивация деятельности как творческой, так и учебной, также активизируют глаз, мобилизуют потенциальные возможности его образной памяти, расширяют диапазон познавательных интересов, способствуют постановке перед собой все более и более высоких художественных задач. Целенаправленное запоминание, глубокие эмоциональные переживания, активное зрительное внимание, сохранение работоспособности – все это требует значительных волевых усилий ученика, без которых не будет прогресса в развитии его восприятия, воображения, мышления, памяти, всего того, что составляет сложнейший комплекс психических процессов, именуемых творческими способностями.

Возникновение художественного образа, его полнота и убедительность связаны со зрительными впечатлениями, накопленными, в том числе, и в процессе изучения натуры. Рисование с натуры, являясь основным методом художественного образования, обогащает интеллект учащихся не только сиюминутными сведениями и пластическими характеристиками воспринимаемого объекта, оно дает возможность действенного, аналитического изучения характера формы, ее конструкции, объемно-пространственных характеристик, цветового строя и богатства состояний, содействует закреплению в сознании рисующих живого облика явления. Ученик должен стремиться сохранить в памяти знания и яркие образные представления об увиденном, чтобы в нужный момент все это могло быть востребовано в его творческой работе. Сознательное, эмоциональное, осмысленное и заинтересованное рисование с натуры не только определяет успех, но и способствует прочному запоминанию изученного, обогащению представлений художественными образами. Рисование с натуры должно быть заинтересованным наблюдением, организованным в соответствии с задачами изображения и законами искусства. Скудность запаса художественных наблюдений, безразличное отношение к натуре во время занятий, малый опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению являются существенным препятствием в формировании образного мышления.

Целенаправленные и планомерные упражнения в рисовании по памяти и представлению обогащают сознание ученика опытом воспроизведения существенных в изобразительном плане качеств и характеристик данного объекта, в том числе и в конкретных условиях наблюдения. Постоянные упражнения дают возможность закрепления и развития навыков запоминания, развивают способности зрительной памяти рисующих, тренируют волю и концентрацию внимания на конкретной цели занятий, повышают интерес учащихся к учебному процессу и к изучаемому материалу. Все это неизбежно способствует воспроизведению в представлениях памяти гораздо более обогащенных и полных образов увиденного, изученного, понятого. Таким образом, визуальное восприятие выступает основным профессиональным «инструментом» ученика на уроке изобразительного искусства.

Взаимосвязь разных видов искусства (изобразительного искусства, литературы, музыки) обогащает эстетические впечатления учеников. Целенаправленное ознакомление их с литературой способствует формированию образного мышления. Произведения разных видов искусств, преломляясь через творческое «я», способствуют художественно-образному освоению человеком мира. Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыт человека, способствующая восстановлению и укреплению связей между поколениями. Искусство формирует мир человека, дает ему этот социальный опыт, является тем стимулирующим фактором, благодаря которому обогащается жизнь всего общества в целом.

Автор: Вера Анатольевна Мыльникова, учитель изобразительных искусств ГБОУ №104, г. Санкт-Петербург

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?