Воспитателем и учителем нужно родиться; им руководит прирождённый такт (Дистервег А.)
Но так ли важны все ваши регалии родителям, приведшим своих детей в школу?
Возможно, при записи в первый класс некоторые мамы наводят справки о школе и преподавателях. Но как они это делают? Правильно, через друзей и знакомых. Так называемое «сарафанное радио» куда надёжнее даже некоторых сведений из Интернета. И уже ведут своих чад к конкретному педагогу. Есть категория родителей, которые предпочитают заранее познакомиться с учителями. Но отнюдь не для того, чтобы пересчитать грамоты или спросить о категории. А чтобы посмотреть в глаза, побеседовать, задав самые банальные вопросы, почувствовать ЧЕЛОВЕКА. Для них важна уверенность, что их ребёнок попал в надёжные руки.
А что, в таком случае, необходимо детям?
Уж никак не наличие у их учителя высшей категории, поверьте. Для них важнее всего его отношение к ним, как он их воспринимает, прислушивается ли к их проблемам, готов ли прийти на помощь в трудную минуту, способен ли сопереживать и насколько искренними будут эти чувства. Дети – тонкие психологи и чувствуют фальшь. Только тогда можно детей чему-то научить, когда они доверяют своему педагогу. А их доверие стоит очень дорого. И у учителя, который кинулся с урока вместе с детьми спасать выпавшего из гнезда птенца больше шансов завоевать его, нежели у того, который с холодным спокойствием лишь рассуждает о том, как лучше спасти бедную птицу. Ведь не растрачивая свои эмоции, нельзя вызвать эти же эмоции у ребёнка. Нельзя вызвать сочувствие, если сам не сочувствуешь, нельзя научить ребёнка помогать друг другу, если сам не помогаешь, нельзя научить радоваться, если сам не радуешься. И, мне кажется, не всегда нужно оставлять плохое настроение за дверью класса. Иногда нужно дать ребёнку понять, что учитель расстроен невыполненным домашним заданием или чем-то, что произошло на перемене. Не зол и разгневан, а расстроен. Мы с вами, дорогие коллеги, учим детей не только овладевать предметными знаниями и умениями, но и тому, как правильно поступать в той или иной жизненной ситуации. Стараемся научить их смотреть на жизнь нашими, взрослыми глазами. Но почему бы нам с вами не попробовать взглянуть на мир глазами наших учеников? Может быть, тогда мы сможем понять мотивы некоторых из поступков? И тогда нам не придётся тратить нервы, загоняя их в определённые поведенческие рамки, в то же время боясь самим за эти самые рамки выйти? Ко многим из нас понимание всего этого приходит с опытом работы. Ведь чем дольше учитель работает в школе, тем большим числом различных методик и приёмов он овладевает. Но и это бывает не так важно. Можно проработать в школе всю свою сознательную жизнь, применяя разные новомодные методики, занять призовые места в сотне конкурсов, но так и не понять, что важнее всего доверие и искренние дружеские отношения между учителем и его учениками. Случается так, что только что пришедший в школу молодой педагог ведёт урок так, что ребята занимаются с радостью и слушают, раскрыв рот, боясь пропустить самое интересное. Это редкость в современной школе. И, поверьте, ученикам нет никакого дела до того, что их учитель в школе без году неделя.
Я отнюдь не умаляю значимости профессиональных конкурсов, и звание «учитель высшей категории» присваивается не просто так. Но всё же считаю, что совсем не обязательно иметь длительный стаж работы и большое количество грамот, чтобы быть настоящим учителем.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.