Зульфия Маликова, 17.06.2015 0

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе системы профессионального образования


Образовательный процесс — это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением. [3, с.39]

Современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения.  Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается из содержания обучения, но как усваивается: авторитарные или гуманистические условия, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. [2, с. 12]

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими учеными и педагогами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях экономического образования, что предопределило актуальность данной темы.

Можно ли стать компетентным специалистом, находясь в позиции студента? В этом и состоит основное противоречие профессионального образования: овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной по содержанию, формам, методам, средствам и процессу учебной деятельности. [2, с. 13]

В условиях постоянного реформирования российской системы профессионального образования действующие методики преподавания быстро устаревают. Сегодня необходимы творческие решения преподавателей в ходе определения ими структуры и содержания учебных занятий, а также при подготовке учебно-методического обеспечения к ним. Недаром говорят, что людям с правополушарным мышлением принадлежит будущее.

Одним из требований ФГОС является активизация учебной деятельности студентов с помощью современных образовательных технологий, содержащих в своей структуре различные активные и интерактивные формы проведения занятий. Особое место среди них занимает аудио-визуализация учебных занятий. При этом наиболее эффективным способом аудиовизуализации лекций и практических занятий по фундаментальным экономическим дисциплинам, формирующим экономическое мышление студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» является авторская концепция преподавателя по формированию и использованию на занятиях электронного мультимедийного контента. [2, с. 35]  

Электронный мультимедийный контент, сопровождающий учебный курс, — это творчески подобранные преподавателем электронные фото- и видеоматериалы, содержательно и логически связанные с ключевыми категориями, вопросами и проблемами изучаемой студентами дисциплины. Источниками такого мультимедийного контента могут быть как интернет-ресурсы, так и авторская фото- и видеосъемка.

Аудиовизуальные средства обучения, в частности короткие фрагменты документальных или художественных фильмов, безусловно, вызывают у студентов повышенный интерес и воспринимаются ими часто как развлечение. Отсюда возникает проблема трансформации увиденного и услышанного на занятиях в структурированное и усвоенное знание. [2, с. 36]  

 Известно, что использование аудиовизуальных форм обучения повышает у студентов усвоение и запоминаемость с 20 % от того, что они просто услышали, до 30 % от того, что увидели. Однако после просмотра аудиовизуальных материалов дальнейшее повышение качества их усвоения студентами возможно только  при соответствующей организации преподавателем текущего контроля знаний. В частности, для подготовки студентов к устному опросу или письменному контролю преподавателю необходимо разработать задания и вопросы по каждому элементу мультимедийного контента, продемонстрированного на занятиях. Такой подход позволяет повысить запоминаемость до 70 % при условии устного опроса и до 90 % в случае самостоятельного поиска студентом ответов на поставленные вопросы. [1, с. 43]  

В рамках использования современных информационных и коммуникационных технологий можно выделить следующие основные виды информационных образовательных ресурсов, реализованных на их основе:

  1. Учебный мультимедиа-комплекс.
  2. Учебная мультимедиа-лаборатория.
  3. Учебная виртуальная лаборатория.
  4. Компьютерный тренинг.
  5. Контрольное тестирование.
  6. Деловые игры.
  7. Исследовательская программа.

Кроме перечисленных видов, существуют и со временем могут возникать и развиваться другие виды информационных образовательных ресурсов. [4, с. 29-30]  

Для каждого вида ресурсов характерно достижение определенных дидактических целей. Так для Учебного мультимедиа-комплекса характерны следующие дидактические цели: создание целостной картины изучаемого материала; формирование базовых знаний по (учебному) модулю;  формирование навыков самостоятельной работы с информацией; выработка у учащегося потребности в продуктивном использовании информации; развитие памяти, произвольного внимания; формирование у учащегося логического мышления.

Учебная мультимедиа-лаборатория предполагает достижение следующих целей:

  • приобретение знаний в профильной предметной области, конкретной учебной дисциплине;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в профильных областях деятельности;
  • формирование и развитие навыков применения информационных технологий в решении учебных и практических задач;
  • овладение программами, используемыми в профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • усвоение принципов и формирование навыков работы с реальным оборудованием на тренажерах;
  • обеспечение автоматизированного контроля уровня приобретенных знаний, умений и навыков; формирование профессиональных компетенций. [4, с. 30]  

Учебная виртуальная лаборатория предполагает:

  • формирование профессиональных навыков применения информационных технологий в решении практических задач;
  • овладение программами, используемыми в профессиональной деятельности в целях автоматизации труда;
  • приобретение практических навыков исследования процессов, происходящих в реальных системах, с  использованием их математических моделей;
  • формирование навыков работы с реальным оборудованием при использовании специализированных программ имитаторов, интерфейс которых копирует внешний вид передних панелей реальных приборов, пультов управления оборудованием и позволяет имитировать работу с ними.

Компьютерный тренинг:

  • создание программных условий для тренинга теоретических и практических знаний и умений; 
  • автоматизированная отработка знаний и навыков по модулю;
  • организация самостоятельной деятельности учащегося по проверке изученных материалов модуля;
  • отработка наиболее трудных для учащегося тем изученной теории; закрепление полученных знаний; тренинг компетенций.

Контрольное тестирование:

  • создание программных условий для контроля уровня теоретических и практических знаний и умений;
  • автоматизированная отработка знаний и навыков по модулю;
  • организация самостоятельной деятельности учащегося по проверке изученных материалов модуля;
  • отработка наиболее трудных для учащегося тем изученной теории; закрепление полученных знаний;  тренинг компетенций;
  • оценка достижений ученика; осуществление мониторинга учебных достижений учащихся.

Деловые игры:

  • создание программных условий для тренинга теоретических и практических знаний и умений;
  • автоматизированная отработка знаний и навыков по модулю;
  • организация самостоятельной деятельности учащегося по проверке изученных материалов модуля;
  • отработка наиболее трудных для учащегося тем изученной теории; закрепление полученных знаний;
  • тренинг компетенций.

Таким образом, накопленный практический опыт использования современных образовательных ресурсов позволил сгруппировать их по видам и описать присущие отдельным видам ресурсов достижимые дидактические цели. [4, с. 31-32].  

Список литературы

  1. Игнатьев Д. И. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. И. Игнатьев, А. В. Бекетов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - С. 43.
  2. Инновационные методы в преподавании экономических дисциплин : материалы межвузовской конференции (Омск, 31 октября 2013 г.) / отв. ред. И. Л. Медведев. – Омск : Омская юридическая академия, 2014. – с 12-36.
  3. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.
  4. Фатеев А. М. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: учебное пособие для студентов-бакалавров по направлению 540600(050700.62) – «Педагогика» /А. М. Фатеев. – М: МГПУ, 2011. – с.29-32

Об авторе: Маликова Зульфия Альбертовна, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Мензелинский сельскохозяйственный техникум".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?