Я хочу предложить метод преподавания математики, основанный на некоторых психологических связях человека с производственным процессом. Если учебный материал преподносить студентам в той же последовательности, в какой обычно происходит изготовление материальных предметов, то он, несомненно, будет легче восприниматься, усваиваться и прочнее закрепляться в памяти.
Вначале надо поставить студентов в проблемную ситуацию с тем, чтобы актуализировать у них потребность добывать новые знания, изготовить учебный материал в общем виде. После чего дать им возможность порешать задачи на закрепление нового материала. И наконец, вновь вернуться к теме и объяснить ее, но уже более подробно, углубляясь в детали и тонкости. Изложив полностью материал темы, снова подключить студентов к решению задач и практическому использованию теоретических знаний, но уже в более глубоком и широком диапазоне.
Процесс усвоения материала той или иной темы будет еще успешнее, если вначале, перед ее изложением, попытаться сформировать у студентов психологическую готовность к восприятию и усвоению.
Психологическая готовность образуется под влиянием множества факторов, но прежде всего под воздействием предметно-практической деятельности. Поэтому подготавливать студентов к усвоению того или иного материала следует путем вовлечения их в практическую деятельность. Наибольший эффект в этом плане могут дать практические действия, адекватные мыслительным, которые приходится выполнять студентам в процессе усвоения той или иной конкретной темы.
Еще лучше, если в процессе выполнения практических действий студенты будут сталкиваться с трудноразрешимыми проблемами (при имеющемся у них запасе знаний).
Включать студентов в предметно-практическую деятельность с целью подготовки их к наилучшему восприятию и усвоению материала той или иной темы необходимо за несколько дней до ее изложения.
Рассмотрим, как практически можно реализовать предлагаемый метод на примере изложения темы «Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве». В процессе изучения этой темы студенты имеют дело с прямыми, плоскостями, двугранными углами и пр. Поэтому в процессе практической деятельности они должны манипулировать главным образом предметами, напоминающими эти геометрические фигуры. Например, полезно дать студентам задание изготовить наглядные пособия, необходимые для объяснения темы: различные модели пересечения прямых и плоскостей, двух плоскостей, набор двугранных углов и т. д.
При выполнении этих заданий студенты будут сталкиваться с некоторыми трудностями, которые могут быть успешно преодолены лишь посредством знания основных положений темы. Еще большую трудность студенты будут испытывать при скреплении двух листов картона неправильной формы под заданным углом. Для успешного выполнения этого задания им необходимо знать, как измеряются двугранные углы, что является их мерилом.
Стимулировать практическую деятельность студентов можно следующим образом:
- путем организации между ними соревнования на лучшее изготовление той или иной модели;
- посредством бригадной организации и оценки их деятельности;
- с помощью многообразия игровых методов и т. д.
Параллельно с выполнением практических заданий перед изучением темы полезно повторить со студентами пройденный материал, который потребуется для раскрытия основных положений темы.
Об авторе: Пожидаева Светлана Васильевна, преподаватель математики, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Высшая банковская школа».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.