Екатерина Самотина, 26.01.2016 0

Эссе "Взгляд на мировоззренческо-методологическую основу образования XXI века"


Сегодня мы живем в сложное и противоречивое время – время коренных изменений во всех сферах бытия, время изменения различных систем, взглядов, быстрой смены концепций, время научных революций. Сфера образования не является исключением. В этой области также происходит модернизация. Всему этому есть свое объяснение. В любой сфере деятельности, будь культура или образование, ничего не происходит само по себе. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Все изменения – это результат социально-экономического и политического развития нашей страны. XXI век характеризуется техническими прогрессами, развитием новейших технологий, информационной насыщенностью, европеизаций социума и т.д. Все это накладывает свой отпечаток и рождает смену мировоззренческо-методологической парадигмы образования XXI века.  Нынешнему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, быть универсальными, т.е. владеть широким спектром знаний и умений. В связи с этим традиционная парадигма, связанная с просвещенческим, познавательным подходом, с субъектно-объектными отношениями теряет свою актуальность и значимость. Утверждение о том, что обучающийся – это сосуд, который надо наполнить, оказывается в корне неверным. Сегодня для успешного существования общества и индивида, важно раскрыть потенциал личности, сформировать его Я-концепцию. Другими словами, мы видим новую гуманистическую парадигму, направленную на развитие всех субъективных возможностей и способностей человека. Важным аспектом здесь является способность к диалогу, причем многоуровневому диалогу:

(причем каждая из указанных сфер является взаимопроникающей и взаимодополняющей)

В процессе обучения важно, чтобы школьник или студент не просто овладели сплавом знаний, умений и навыков, а осознали свою самость, стали Со-искателями, со-авторами, со-творцами, со-деятелями, могли самосовершенствоваться, реализовывать себя, искать решение проблемных ситуаций. Именно такая развитая и самодостаточная личность нужна современному обществу, представляет для него ценность. Исходя из вышесказанного, мы видим в образовании наличие таких процессов как гуманизация и гуманитаризация образования. Это выражается в первую очередь в установлении доверительных субъектно-субъектных отношений, в неком антропоцентризме. Гуманистическая основа современного образования связана, прежде всего, с внутренним миром человека – обращение к его духовному миру, выстраивание определенной системы идеалов, ценностей, но при этом, предоставление ему свободы выбора, свободы действий. Что касается процесса гуманитаризации – то это расширение собственно знаний о человеке и человеческой природе, способность к взаимодействию, очеловечивание = окультуривание личности, способность к стремлению самостоятельной поисковой работе.

Несомненно, предоставление возможности личности всесторонне развиваться относится к числу ключевых достоинств современной парадигмы образования. Однако, на мой взгляд, здесь необходимо видеть и контролировать тонкую грань самостоятельности, тщательно следить за тем руслом, в которое она направлена. Поскольку «передозировка» самости может привести весьма к плачевным результатам. Кроме того, надо отметить, что уровень развития обучающихся далеко не одинаковый. Не каждый ребенок способен к самореализации. Есть дети, которым достаточно тяжело включиться в новую образовательную систему.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?