Ольга Дмитриевна Санина, 04.03.2010 1

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ВОСПИТАНИИ


Актуальность темы обусловлена воспитательными проблемами в условиях гуманитарного кризиса в России, поиском ответа на вопросы повышения нравственности, жизнеспособности нашего общества, обеспечением национальной безопасности, поскольку 20 век актуализировал духовно-нравственные аспекты цивилизации. Современное российское общество живёт в условиях первой половины третьего тысячелетия со времен Рождества Христова – начала новой эры в истории человечества. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Это ставит перед всей социальной сферой, в том числе и системой образования, новые, сложные и ответственные, задачи. Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации – людей 21 века – должно способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей.

Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому. Отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. История отечественного образования базируется на традициях классической педагогики. В современной России школа отделена от Церкви, но данное положение не означает, что в школьной программе не может присутствовать религиозная проблематика, поскольку она отражает исторические корни жизни общества и ориентирует на духовно-нравственное воспитание детей. Русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства.

Православная культура – это та корневая система, на которой возникла и развивается российская цивилизация. Она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом. Открыть для школьников богатый духовный мир наших предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества – долг и нравственная обязанность родителей и учителей. Православная культура в общеобразовательной школе имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала. Это вопрос духовной безопасности. Огромное число самых что ни на есть «обычных» россиян, «выпавших» из своей тысячелетней религии и культуры, лишены внутреннего иммунитета даже к самым очевидным «псевдорелигиозным» вирусам. И взрослые, и дети попадают в секты и оккультные объединения, теряют здоровье и смысл жизни, уходят во тьму наркотической зависимости.

Для современной школы идея христианских ценностей, объединения людей во имя служения общему делу и побуждения их к подвижнической активности на фоне разброда в обществе, падения нравов, погони многих за частыми личными интересами является весьма актуальной и плодотворной.

Курс «Православная культура» способствует воспитанию патриотизма и гражданственности российских школьников, гордости за свое Отечество и готовности к защите тех ценностей, которые были святы для наших предков. Его содержание базируется на широком культурологическом подходе, опирается на богатый духовно-нравственный потенциал таких предметов, как отечественная история, литература, музыка, изобразительное искусство, и в то же время знакомит учащихся с духовно-нравственными основами мировоззрения наших предшественников. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Хрестоматийный пример: стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» - о чём оно? Для большинства учителей литературы этот вопрос до сих пор остаётся непроясненным.

Другой пример: одно из величайших произведений мировой культуры – это икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Понять глубинную суть этой иконы невозможно, не зная догмата о Существе Божием, сути пришествия Спасителя на землю, сути Спасения. И, наконец, те правила, которые предлагаются в здоровом обществе, сами по себе непонятны до конца, пока дети не познают учения Христова. Только тогда нравственные заповеди становятся духовно наполненными, связующими с Богом, и только тогда они могут прижиться.

Центральным вопросом воспитания, по мнению ученых В.А.Федорова, В.М.Филиппова, А.И.Шемшуриной, является проблема свободы человека, поскольку процесс воспитания её ограничивает и определяет социальные рамки поведения. В то же время дар свободы великий, но и страшный дар: без него не раскрывается личность, но в свободе же и источник всех трагедий, всех испытаний человека. Свобода ставит нас перед дилеммой добра и зла. Данная проблема по-разному рассматривается в рамках религиозного и светского воспитания. Для педагогического сознания все это ставит мучительные вопросы: вне развития свободы нет смысла в воспитании – оно превращается в дрессировку, в подавление личности. Но развить свободу – не означает ли углубления в детях права выбора, возможности ухода их в сторону зла?

Современный человек не умеет отстоять в себе добро, он чрезвычайно легко поддается соблазнам и искушениям массовой культуры. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в жизни, что оно легко отстраняет добро в душе ребенка. Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что наша задача только «поставить на ноги» дитя, - а куда оно пойдет, став на ноги, это уже не наша забота. Такая позиция не только недопустима, но она педагогически преступна.

В свете христианской антропологии основные вопросы воспитания получили новое освещение, получили иной смысл. Задача воспитания в свете христианской антропологии освобождается от той поверхности, которая присуща определенным течениям современной педагогики, поскольку вера в детскую душу, как основа оправдания всего воспитания, надлежащим образом осмысливается в христианском учении о человеке и его свободе.

Православное воспитание может ответить на некоторые вопросы, поставленные XXI веком перед нашим обществом.

Владимиром Владимировичем Путиным отмечено: «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

Наметившаяся «оттепель» в «стране знаний» должна набирать силу. Успех здесь будет зависеть от того, насколько каждый на своем месте сможет внести вклад в это самое необходимое сегодня дело.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии: