Описание системы работы
учителя музыки
негосударственной общеобразовательной
школы-интерната№ 3 среднего(полного)
общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Борониной Светланы Григорьевны
Роль учителя музыки в становлении творческой личности.
Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. И даже если он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.
Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель:
• Не сковывать, а освобождать;
• Не сдерживать, а поддерживать;
• Не сгибать, а распрямлять.
Процесс развития ребенка, становление его творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно.
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Задача учителя музыки заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.
-1-
Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности.
Современных детей и подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-встреча, урок-состязание, урок-дискуссия, урок-музыкальная викторина, комбинированный урок и т.п.
А также использую различные задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей:
• Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов;
• Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля ( как классического искусства, так и современного);
• Сравнительный анализ различных стилей музыки;
• Рецензирование песенного репертуара современных певцов, групп;
• Представление и «защита» домашней фонотеки;
• Сочинение песен
Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
-2-
-3-
Формирование интереса к музыке у школьников.
1.Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению в музыке в частности.
При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.
Высшая ступень познавательного интереса к музыке ( к ней стараюсь стремиться) связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке и т. п.), то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.
2.Урок – основная форма музыкального образования.
Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий.
-3-
-4-
Есть программы, методическая литература, полезные рекомендации о том, как интересно проводить урок для учеников. Но все же процесс создания урока – это дело для каждого учителя по сути авторское.
Главное в деле учителя - чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса.
Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активации дальнейшего хода урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и групповые. Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на уроках ведут себя по-другому. Это «обратная связь».
3. Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.
Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально «не желают входить» в ситуацию,
-4-
-5-
избегают излишнего напряжений и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом выслушают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут
словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таком случае, я привлекаю к самостоятельному поиску новых знаний, вскрываю противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащийся проявляет большой интерес к изучаемому. Конечно, дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов. Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать ее различное исполнение
Например, на уроке в 5-м классе по теме «Изобразительные и выразительные возможности музыки» учащиеся высказывали, объясняли, обсуждали, сравнивали разные мнения. «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского были прекрасным материалом для выявления возможностей музыки. Активности учащихся не было предела.
Польза своеобразной «конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска «вслух», а не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа. Задача дискуссий – определение своего собственного, личного взгляда на ее предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.
-5-
-6-
Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаясь от
основного познавательного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности детей.
Урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке музыки – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.
4. Использование различных видов деятельности.
Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности
-7-
вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.
• Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки.
Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.
Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме.
Музыкальные приветствия «Добрый день», «Здравствуйте ребята» и т. п. сразу вводят детей в нужный настрой. Способствуя тому, что с первых уроков дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ритмом.
• Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации. Импровизация – это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Это создание нового, придание известному нового качества. Например, «Знакомство» (пропеть фамилию и имя), «Диалог учителя и ученика» (на свободную тему), «Перекличка» (между парами, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь».), «Узнай мой голосок», импровизация на звукоподражание, сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре( на
-8-
слоги тра-та-та – марш, а-а – вальс, ля-ля – полька, м-м – песня). Сочинение собственных песенок, пусть даже примитивных, помогает ребенку глубже воспринимать музыку, сознательно усваивать средства выразительности, настраивает их на интересное творчество.
• С каждым годом пополняются папки с песенным репертуаром по темам. Не стоит пытаться удивить никого тем, чего не может быть, потому что природу обмануть нельзя. Все приходит в свое время, если давать ребенку возможность правильно и естественно развиваться.
Для старших школьников (как и для всех) главная трудность – в подборе репертуара, разучивание которого «впрок» не надоедало бы и не вызывало «пресыщения». Это хорошие детские песни, в основном малоизвестные, не «запетые» на ТВ и в школьной аудитории. Это современная хоровая, ансамблевая музыка, которая доступна детям по кругу настроений и образов, расширяющая «интонационный багаж», приучающая к современной гармонии. Это и народные песни, которые формируют разносторонность музыкальных интересов, стилизация, бардовские песни. Большим интересом пользуются эстрадные песни, включающие элементы джаза, рока.
Интересный репертуар способствует активизации вокальных занятий. Они строятся так, чтобы школьникам нравились, чтобы пение для них стало потребностью. Такая работа способствует сплочению в единый дружный коллектив, выявляет творческую активность.
Главная задача – пробуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое. В то же время дети учатся осознавать свои
-9-
музыкальные впечатления, разбираться в них. Основной путь – словесное высказывание о музыке. Ребята стараются фиксировать чувства и настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.
Чтобы усилить воздействие на память и воображение, при подборе репертуара для слушания я часто использую не одиночные произведения, а пары, подобранные по принципу сходства или контраста (условно «тандемы»). Первые символизируют начало какого-то события, вторые – его развитие или окончание. Во время слушания ставится задача придумать сюжетный ход, который мог бы объединить эти произведения ( сквозной сюжет, краткий рассказ о происходящем). Например, урок в 1-м классе по «Детскому альбому» П.И.Чайковского – «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; в 5-м классе – «картинки с выставки» М.П.Мусоргского; в 8-м классе – «К Элизе» и «Лунная соната» Л.Бетховена. Восприятие музыки, организованное с помощью тандемных пар, ведет к более углубленному переживанию музыкального впечатления и, тем самым, к большей заинтересованности детей музыкальным искусством.
Еще вариант подбора репертуара для слушания – обращение к образам из мира литературы – сказкам, стихам. С интересом воспринимается музыка к III-му действию оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда»( Белка, Богатыри, Царевна Лебедь);»Романс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; «Мелодия» и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.
-10-
Задания на активизацию слухового внимания следующие: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступление инструментов. И все время убеждаешься, что безудержное фантазирование по поводу музыки, кроме активизации интереса, мало, что дает музыкальному развитию. Поэтому детскую фантазию настраиваем на выяснение формы музыкального произведения, круга его образов. У современных детей, насмотревшихся боевиков и триллеров, круг фантазии нередко
ограничен «зрительно обусловленным» содержанием ( погоня, переделка,»шпион ползет», «дома рушатся» и т. д., из сферы ужасов). Школьники фантазируют, вращаясь в привычном круге «ужастиков». Это является серьезным препятствием к глубокому проникновению в сущность музыки. Но все же, бывает, удается направить детскую фантазию в желаемое русло. Как правило, отвечают те ребята, которым есть что сказать без опоры на образы погони и перестрелок. А остальные, с интересом прислушиваясь к их неординарным ответам, постепенно приобщаются к сфере нестереотипных образов, навеянных музыкой, что обогащает фантазию.
Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.
• С интересом школьники передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое, нежное, спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность,
-11-
но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций.
• Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на уроках им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки. Наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и
элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт – полуприседания, шаг с притопом, которые с интересом выполняются школьниками. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета
• В инсценировках класс временно подразделяется на группы, выполняя актерские функции. С интересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалочку, на цыпочках, движенья крыльев). Пение и прослушивание сочетаются с жестикуляцией или обыгрыванием пантомимических элементов по содержанию.
• Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы воссоздает «пульс» музыкального произведения, его темпа, ритма, динамики, высоты звучания, музыкальной фразировки. Элементы движения, ритмические игры я ввожу для лучшего запоминания ритмического рисунка в разучиваемых песнях( сильная и слабая доли. Затакт, размер, особенности ритма – пунктирный, синкопа). В песнях «Танцуй сидя», «Здравствуйте», «Делай как я», «Лесной хоровод», «Зверобика» - движения заложены самим содержанием и развитием сюжета, они особенно интересны и любимы школьниками. В песне «Веселый музыкант» ребята покуплетно имитируют игру на музыкальных инструментах.
-12-
• Учебно-игровая деятельность используется мною для активизации ребят и формирования у них интереса к музыке. По мере роста и развития их музыкальная деятельность приобретает новые черты. Опыт, объем знаний позволяют не только чувствовать музыку, но и аргументировано судить о характере выразительных средств, направленных на раскрытие определенного жизненного содержания произведения. Постепенно игра приобретает иной характер. Многовариантность музыкального изображения и выражения свидетельствует о том, что
музыкальные образы это не просто «копии» жизненных образов, а образы, возникающие посредством музыки ив воображении и представлении слушателей (школьников). Поэтому важно формировать интерес к музыке через игру. Так как художественная игра активно способствует музыкальному развитию учащихся на различных стадиях их художественного взросления.
Использование новых информационных технологий на уроке музыки.
На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными.
Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является внедрение в учебный процесс информационных технологий.
Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. Под караоке надо понимать не только развлекательное
-13-
устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
В Интернете для использования на компьютере содержатся несколько тысяч произведений всех стилей и жанров, которые можно использовать на уроке музыки.
Область караоке можно условно разделить на две группы:
1. Бытовая аппаратура для исполнения песен.
2. Караоке на базе персонального компьютера.
Первый путь доступен, прост в употреблении, но не все песни могут войти на прилагаемый диск.
На базе персонального компьютера караоке даёт исполнителю неограниченные возможности.
Существует много компьютерных программ:
- Vocal Jam
- Galakar
- Vanbasco,s karaoke player
- Karaoke Universe
Vokal Jam:
- обогащает процесс исполнения:
1. оценка интонирования в баллах
2. запись вокала
3. улучшенный звук
4. быстрый поиск песен
5. курс сольфеджио на русском языке
6. обучение чтению нот
7. возможность бесплатной загрузки из Интернета песен и вокальных композиций
KarMaker:
Самостоятельная запись песни (но необходимы навыки работы с компьютерным звуком).
Безусловным плюсом компьютерного караоке являются:
• возможность добавить звуку объём, пространство ("концертный зал”, "стадион”, "аудитория”).
• Добавление эффектов ("хор”, "эхо” и многие другие).
• Лёгкость транспонирования высоты звучания.
• Лёгкое изменение темпа всей фонограммы.
• Запись своего исполнения.
• Прослушивание своего исполнения и оценка со стороны.
• Запись результата на компьютерный диск.
На уроке музыки учитель постоянно испытывает дефицит времени. Караоке же позволяет за небольшой отрезок времени добиться качественного результата, предлагает огромный выбор певческого репертуара.
Сложностью использования данных средств на уроке музыки является отсутствие каких - либо методик работы с караоке на уроке музыки в общеобразовательной школе.
С одной стороны многие учителя используют пение под фонограмму – минус. С другой стороны – редкий случай, если используется видеоряд со словами песни (а это и есть отличительный признак караоке). Применение видеоряда на уроке музыки
-15-
исключает запись слов в тетради, заучивание их наизусть, а это позволяет экономить время для собственно работы (над звуком, над образом, над ансамблем).
Компьютерное караоке позволяет легко изменить темп, громкость, а самое главное – тональность исполняемой песни, причём делается это доступно, легко и быстро.
Аранжировка песен (большое количество муз. инструментов), различные эффекты, которыми очень легко управляет учитель музыки стимулируют интерес ребят к пению, делают этот процесс увлекательным и эффективным.
Готовое сопровождение для большого числа песен безусловно приведёт к резкому расширению репертуара классных хоров.
В результате на уроке появятся лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей.
Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие).
Ещё один методический приём использования караоке – конкурсное исполнение – "кто лучше споёт”.Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.
-16-
Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально- педагогических игр:
"Угадай мелодию”
Команда , угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право её исполнения.
"Два рояля”
Ведущий предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.
"Музыкальный футбол”
Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке(например – "С чего начинается Родина?”).Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке(например – "Уголок России – отчий дом”).
Караоке предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.
Послушай: музыка вокруг
Она во всем – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней…
Спасибо, музыка, за то,
Что ты, единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.