Горбункова Галина Дмитриевна, 18.05.2010 0

статья Образовательные технологии при подготовке к ЕГЭ по физике


При подготовке к ЕГЭ по физике 2010 года необходимо учитывать, что в модели ЕГЭ следующего года расширяется как число заданий, проверяющих методологические умения, так и спектр проверяемых умений. Кроме того, усиливается роль заданий по фотографиям реальных экспериментов, для выполнения которых необходимо распознать используемое лабораторное оборудование и измерительные приборы, уметь правильно снимать показания различных приборов.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

 Следует обратить внимание на формирование следующих умений:

1) различать использование различных методов изучения физических объектов (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование, гипотеза);
2) предлагать (выбирать) порядок проведения опыта или наблюдения, выбирать измерительные приборы и оборудование в зависимости от поставленной цели исследования. (Пример с выбором пары проводников для определения зависимости сопротивления от диаметра.)
3) определять цену деления, пределы измерения прибора, записывать показания приборов;
4) анализировать порядок проведения наблюдения или опыта, выделять ошибки в ходе поставленного исследования;
5) строить графики по результатам исследований, находить по результатам эксперимента значения физических величин, оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным;
6) сопоставлять результаты исследований, приведенные в виде словесного описания, таблицы или графика, делать выводы, объяснять результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий.
Формирование таких умений возможно только при проведении лабораторных работ исследовательского характера. Только при выполнении такого рода работ, предполагающих максимальную самостоятельность
действий учащихся, формируется вся цепочка умений в целом, в их необходимой взаимосвязи. А использование тестовых заданий ( аналогичных тем, что применяются в едином экзамене) возможно лишь на этапе диагностики тех или иных умений, но не может являться инструментом для формирования исследовательских умений.
В КИМах появились задания с развернутым ответом, которые представляют собой качественные задачи. Для решения таких задач учащиеся должны уметь анализировать физические явления, строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснений явлений из окружающей жизни. Решение обязательно должно включать следующие элементы:
*верное указание на наблюдаемое физическое явление и правильное использование в объяснении физических величин и законов, характеризующих протекание явления;
* логическую цепочку рассуждений, приводящую к правильному ответу.

Но все же самое большое внимание при подготовке к ЕГЭ необходимо уделять формированию умения решать расчетные задачи. Учащиеся должны знать, что полное правильное решение включает три элемента:
1) Анализ условия задачи (указание на описанные в условии задачи физические процессы и явления), запись комментариев, поясняющих выбор физической модели и соответствующих уравнений и законов;
2)запись формул, выражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;
3) проведение необходимых математических преобразований и расчетов, приводящих к правильному ответу, и запись ответа.
Нельзя дать рецепта для решения всех задач по физике, можно только научить грамотному подходу к задаче, который позволит найти ее решение. Решение и анализ задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих
практическое значение. Таким образом, умение решать задачи является одним из важных критериев оценки глубины усвоения программного материала. Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос « с чего начать?», т.е. не само использование физических законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного явления. Это умение выбрать путь решения задачи и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании физики.
Решению задач уделяем большую часть времени. Все же навык решения задач вырабатывается именно при решении задач. Стараемся рассмотреть разные тестовые задачи и способы их решения. Какие-то задания решаются путем логических рассуждений, какие-то можно решить несколькими способами и каждый ученик должен выбрать оптимальный для себя.
При подготовке учащихся к ЕГЭ нельзя забывать, что две из трех частей работ ЕГЭ - это задачи.
Обязательной является и проверка знаний и умений учащихся. По окончанию 10 класса обучающимся был предложен пробный экзаменационный вариант на 1,5 часа по темам, изученным в 10 классе, и по результатам было видно, что учащиеся, занимающиеся подготовкой ЕГЭ, справились с заданием значительно лучше остальных. Это говорит о том, что такая подготовка является необходимой для обучающихся!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?