С этой целью в своей деятельности я использую следующие виды работы: сочинение творческих рассказов, подбор рифмующихся слов «Доскажи словечко», подбор рифмы «Склад-несклад», провожу занятия по подбору рифмы к звукосочетанию «Чистоговорки на пригорке», «Сочини дальше» и т.п. На мой взгляд, одним из самых эффективных средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. В этой статье я представляю вам один из таких элементов системы моей педагогической работы, который реализует принцип метапредметности.
Прежде, чем начнём работать, давайте поиграем в игру «Рифма».
Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Полнота созвучия в рифме требует тождественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная со звука с ударением.
Отправимся в путешествие и возьмём с собой багаж. Пожалуйста, подберите рифмующиеся слова к слову багаж.( Ажиотаж, саквояж, страж, монтаж, репортаж …) Замечательно! Попробуем создать репортаж!:-)
Репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность. Репортаж вызывает чувство сопричастности к происходящему. Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т.д. Представляю вашему вниманию репортажи детей.
Репортаж 1
Вчера был Машин день рожденья,
Все танцевали и смеялись.
Егор и Лера незаметно
На балконе оказались.
Случайно дверь захлопнул Коля.
На улице мороз и ветер….
Стучал Егор, стучала Лера,
Но поздно Вася их заметил.
Сосульки две пришли с балкона,
И начался ажиотаж…
Оттаяли Егор и Лера,
Закончился мой репортаж
Репортаж 2
Вчера у Маши был день рождения. Все веселились. Егор и Лера решили заглянуть на балкон. Коля их не заметил и захлопнул дверь. На улице было очень холодно. Ребята долго стучали, но из-за громкой музыки их стук никто не слышал. Вася пошёл на балкон за тортом. Это спасло Егора и Леру. Они долго отогревались.
Свой репортаж я заканчиваю. Вела его Соня П.
Какой из репортажей вам больше запомнился, создал более яркий, запоминающийся образ о произошедшем событии? Репортаж в поэтической форме или в прозаической?Конечно, в поэтической. Рифмованные строки всегда сильнее воздействуют на чувства человека. Вот мы и поработаем над созданием репортажа в поэтической форме!
Представляю вам четыре самых популярных программы телевидения. Это четыре слаженных команды очень ответственных людей, знающих толк в своём деле:
1-ая группа- «Происшествия»
2-ая группа- «Отдых и туризм»
3-тья группа-«Всё о фильмах»
4-ая группа- «Музеи мира»
Каждой команде выдаётся набор рекомендуемых слов для создания репортажа:
Проводится предварительная словарная работа:
Саквояж - вид дорожной сумки.
Вояж - поездка, путешествие.
Ажиотаж - сильное возбуждение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, вопроса.
Шпиона́ж — противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами недружественных государств. Также - тайный сбор производственных и других секретов конкурентов или сведений о них.
Татуаж - вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки).
Эрмитаж - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Приём «Рифмованный репортаж» позволяет реализовать несколько педагогических задач. С одной стороны, это словарная работа, которая является неотъемлемой частью образовательной программы по русскому языку. Используется много слов, которые являются словарными, требующими запоминания.
Например, слова с шипящими на конце вызывают сложности у младших школьников и в написании, и в произношении. Данная работа позволяет не только актуализировать внимание на правописании этих слов, но и способствует их быстрому запоминанию, а описание сюжета репортажа учит ребят грамотно оформлять свои мысли в сложные предложения.
С другой стороны, такая работа даёт возможность развитию творческих способностей, повышает интерес к слову, формирует коммуникативные навыки.
Таким образом, приём «Рифмованный репортаж» реализует принцип метапредметности, т.е. может быть использован не только на занятиях по русскому языку, но и по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика» и др. Это универсальный приём, развивающий и обучающий одновременно.
Но вернёмся к нашим телепередачам, послушаем репортажи. Вот один из вариантов работы творческой группы «Отдых и туризм»:
Мы надели трикотаж,
взяли в руки саквояж
И отправились в вояж.
Начинаем репортаж.
Мы приплыли, сдав багаж,
собрались мы все на пляж.
Вдруг возник ажиотаж -
срочно нужен всем массаж!
На массаж пошли в шалаш,
за окном манил пейзаж,
Ждал друзей чудесный пляж.
Искупались. После съели
Изумительный гуляш.
Вот таким был наш вояж.
Завершаем репортаж.
Задача репортажа- вызвать сопереживание, разбудить мир чувств. Нашим журналистом это удалось. Репортажи получились разные, но всех их объединяет творческая искра и живой интерес к слову.
Мы уже сказали о том, что поэтическое слово имеет колоссальное воздействие на мир чувств человека, оно, как музыка…. И действительно, попробуем с вами продолжить нашу работу в фолклорном жанре. Обратите внимание на экран (используется интерактивная доска, выделенные слова расположены хаотично, нужно догадаться, где их место). Потерялись слова, догадайтесь, где их место? (составляем частушку и поём)
Прибежал Санёк на пляж,
Себе сделал татуаж.
И теперь Санёк на пляже
Самый главный персонаж
У Никиты большой стаж,
Каждый день идёт в гараж.
Лучше б ты ходил, Никита,
Не в гараж, а в Эрмитаж!
Вышел наш журнал в тираж,
Начался ажиотаж.
Там была статья о группе
Под названием «Винтаж».
Пусть поможет « Репортаж»
Увеличить слов багаж.
И об этом репортаже
Все узнают в школе нашей!
Хотелось бы отметить то, что основным условием эффективности данного приёма является его высокая мотивационная способность.
А мотивация - это верный путь к повышению познавательной активности школьников, и в результате - к их успехам.
Прокопенко Надежда Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №30
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.