Главная
→ Статьи → Преподавание → Адаптация
Назаренко Оксана Ивановна,
25.02.2013 0
Социальная адаптация обучающихся в условиях школы - интерната
Одной из основных задач школы - и общеобразовательной массовой, и специальной - является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельности, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создает специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
Термин «социализация » в современной психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.
Понятие социализация касается качеств, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определённых социальных норм, ролей и функций.
Ученые - дефектологи указывают на зависимость социально – трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и уровня коррекционно - воспитательной работы в школе, от влияния семейного микроклимата,. Существуют факты, объективно обуславливающие не вполне удовлетворительное решение вопросов трудоустройства выпускников вспомогательных школ. Одним из частных проявлений , существенно затрудняющих участие особых детей в общественно – полезном труде, является на наш взгляд – отсутствие учета структуры дефекта обучающихся при определении профессий и содержания профессионально – трудового обучения в школе – интернате.
В тоже время специальными психолого – педагогическими исследованиями доказана необходимость дифференцированного и индивидуального подхода с учетом структуры дефекта при определении содержания, методов и приемов учебно – воспитательной работы с особыми детьми. Хороший уровень школьной адаптации по трудовому обучению обнаруживают лица с неосложнённым типом олигофренического дефекта; удовлетворительный отмечается у обучающихся с осложненной формой олигофрении, где на ряду с недоразвитием познавательной деятельности выявились беспокойство, раздражительность, нарушение внимания, повышенная утомляемость, пассивность, значительное снижение работоспособности. Неудовлетворительный уровень адаптации характерен в основном с осложненным типом олигофренического дефекта (в частности, с эмоционально – волевым нарушением).
Можно выделить три уровня социально –трудовой адаптации:
Термин «социализация » в современной психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.
Понятие социализация касается качеств, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определённых социальных норм, ролей и функций.
Ученые - дефектологи указывают на зависимость социально – трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и уровня коррекционно - воспитательной работы в школе, от влияния семейного микроклимата,. Существуют факты, объективно обуславливающие не вполне удовлетворительное решение вопросов трудоустройства выпускников вспомогательных школ. Одним из частных проявлений , существенно затрудняющих участие особых детей в общественно – полезном труде, является на наш взгляд – отсутствие учета структуры дефекта обучающихся при определении профессий и содержания профессионально – трудового обучения в школе – интернате.
В тоже время специальными психолого – педагогическими исследованиями доказана необходимость дифференцированного и индивидуального подхода с учетом структуры дефекта при определении содержания, методов и приемов учебно – воспитательной работы с особыми детьми. Хороший уровень школьной адаптации по трудовому обучению обнаруживают лица с неосложнённым типом олигофренического дефекта; удовлетворительный отмечается у обучающихся с осложненной формой олигофрении, где на ряду с недоразвитием познавательной деятельности выявились беспокойство, раздражительность, нарушение внимания, повышенная утомляемость, пассивность, значительное снижение работоспособности. Неудовлетворительный уровень адаптации характерен в основном с осложненным типом олигофренического дефекта (в частности, с эмоционально – волевым нарушением).
Можно выделить три уровня социально –трудовой адаптации:
- удовлетворительный и стабильный (возможность приобретения профессионального навыка, стабильность трудоустройства, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение производственных норм);
- неполный и неустойчивый (затруднение в овладении профессиональными навыками, выполнение неквалифицированных видов работ, недовыполнение производственного плана, смена мест работы);
- неудовлетворительный уровень (невозможность овладения производственными навыками, длительные перерывы в трудовой деятельности). Однако социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связанна не только с их дальнейшим трудоустройством, но и с включением их в общественную жизнь и их устройством в быту. Это требует наличие у обучающихся определённых социальных качеств:
- коллективизма;
- умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;
Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Некоторые замыкаются в себе, другие никак не могут расстаться со своим «я». Поэтому с первых шагов мы учим их жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне социальной адаптации воспитанника дают представление его рабочая квалификация, характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому в связи с этим у детей с ограниченными возможностями здоровья важным является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков, каким является деловое общение.
Деловое общение способствует расширению и углублению знаний обучающихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом – повышению самостоятельности детей.
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при общении с окружающими. У них не достаточно развита инициатива в общении. Легче они вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Но и в том и в другом случае дети испытывают смущение, страх что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Поэтому, мы стараемся чтобы дети, получая какие – либо знания применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, что младшие школьники с охотой сначала пропустят в класс или в школу старшего, а потом зайдут сами.
Но видно, мы что - то в своей работе упускаем, если дети, становясь старше, выполняют это только со своими учителями и воспитателями.
Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых школьники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими на деловой основе.
При проведении экскурсий необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Умеют ли дети вступать в контакт ; начать разговор с собеседником; правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.
- Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;
- Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.
При организации общения с окружающими людьми нужно оказывать необходимую помощь. Перед контактом необходимо выяснить, что нужно узнать ученику: «Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе ведения диалога мы побуждаем детей к получению недостающих сведений. Необходимо учить школьника принимать правильное решение с учетом условий окружающий обстановки. Например, ребенок отправляет письмо родителям, сам затрудняется написать адрес, обращается к учителю с просьбой написать адрес, но учитель отказывает и просит ученика самому справиться с заданием, найдя нужный адрес на конверте, в котором он получил письмо.
Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы : столовая, прачечная, медпункт, библиотека.
Например, при посещении медпункта, нужно не только обращать внимание школьников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими навыками. При посещении прачечной, пусть ребенок посоветуется как, например, избавиться от пятен на брюках или другой одежде. И по возможности выведет их сам.
Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении столовой, дети не только узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят, но и спросили: «Как заварить чай?»
После проведенных экскурсий необходимо на практике закрепить полученные знания, отметить положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д. перед этими экскурсиями необходимо проговорить вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий. Например, при посещении почты дети получили различные задания: купить открытку, конверт по России. В процессе экскурсии педагог контролирует правильность поставленных вопросов.
Хочется остановиться на методах обучения социально – бытовой ориентировке. В педагогике различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения и воспитания.
На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и так далее при прохождении тем на внеклассных занятиях такие как: «уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями» и так далее, дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и так далее.
Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидульно- дифферен-цированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.
Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы : столовая, прачечная, медпункт, библиотека.
Например, при посещении медпункта, нужно не только обращать внимание школьников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими навыками. При посещении прачечной, пусть ребенок посоветуется как, например, избавиться от пятен на брюках или другой одежде. И по возможности выведет их сам.
Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении столовой, дети не только узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят, но и спросили: «Как заварить чай?»
После проведенных экскурсий необходимо на практике закрепить полученные знания, отметить положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д. перед этими экскурсиями необходимо проговорить вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий. Например, при посещении почты дети получили различные задания: купить открытку, конверт по России. В процессе экскурсии педагог контролирует правильность поставленных вопросов.
Хочется остановиться на методах обучения социально – бытовой ориентировке. В педагогике различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения и воспитания.
На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и так далее при прохождении тем на внеклассных занятиях такие как: «уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями» и так далее, дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и так далее.
Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидульно- дифферен-цированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) образовательная
школа – интернат VIII вида»
Воспитатель: О. И. Назаренко
школа – интернат VIII вида»
Воспитатель: О. И. Назаренко
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.