13.02.2013 0

Педагогические условия преемственности в системе «Детский сад – школа» с целью успешной адаптации младших школьников к процессу обучения


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Меняется их место в системе общественных отношений, весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Если этот процесс развивается успешно, ученик испытывает уверенность, психологический комфорт, его учебная деятельность складывается более благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но нередко поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, что связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

Современный подход к образованию заключается в том, чтобы обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Важнейшим условием этого является преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Если начало обучения в школе не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время стремление ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание нужно уделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму.

Однако если содержание образования в первом классе выстраивается в «школьной логике», игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Необходимость использования игры как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
  1.  Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте еще не потеряла своего значения. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2.  Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игра помогает преодолеть данные особенности, так как она интересна для ребенка, она облегчает процесс запоминания, активизирует внимание учащихся.
  3.  У младших школьников недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Таким образом, дидактическая игра, с одной стороны, рассматривается как средство интеллектуального развития ребенка, средство развития познавательных психических процессов, с другой стороны, как игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.

Развитию интереса к содержанию урока прежде всего способствовали коллективные игры учащихся, содержащие в себе элементы состязания. При этом класс делился на две или несколько команд, и состязание проходило между командами. Для детей младшего школьного возраста важно не только быть самому успешным, но и способствовать общему успеху команды, поэтому такие игры особенно активизируют деятельность учащихся, помогая незаметно для них усваивать содержание урока.

В ходе игры мы делили класс на три - четыре команды, которые соревновались друг с другом в действиях сложения и вычитания. Учитывая то, что дидактическая игра включает в себя игровые действия, мы стремились к тому, чтобы эти игровые действия облекались в занимательную игровую форму. Например, учащимся предлагалось совершить полет в космос к какой-либо из планет. На доске изображалась планета, разноцветными стрелочками обозначалось движение каждой команды к планете. Правильный ответ на вопрос учителя приближал команду к заветной цели, неправильный – останавливал на месте - «на ремонт». Команды отвечали на вопросы по очереди, и если кто – то из членов команд нарушал правила игры – выкрикивал, не соблюдал очередность и т.д., команда могла лишиться своего хода. Соблюдение подобного правила способствовало развитию регуляции поведения, навыков самоконтроля, что является важнейшим компонентом учебной деятельности.

На уроках мы стремились шире использовать игровые приемы. Например, на уроке математики мы рисовали на доске два – три математических лабиринта, предлагая учащимся фигурки медведя на велосипеде. Задача учащихся состояла в том, чтобы помочь медведю пройти лабиринт. Чтобы это сделать, необходимо на каждом этапе лабиринта решить пример. Правильное решение позволяет медведю двигаться дальше, неправильное – оставляет его на месте. Победителем оказывался тот ученик, кто первым проводил своего медведя по лабиринту. Обычно эта игра сопровождалась положительными эмоциями учащихся, стремлением выиграть.

На уроках обучения грамоте нами использовалась игра «Кто быстрее, кто больше?». Эта игра очень простая: учащимся нужно придумать как можно больше слов на изучаемую букву. Но элемент соревновательности, возможность участия всех детей делали для них эту игру привлекательной. Позже мы предлагали детям усложненный вариант игры: из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например: ослик - оса, слон, лось, иволга, корова.

Дети с удовольствием играли в игры, где им нужно было исправить ошибки, сделанные Незнайкой. Методика проведения такой игры состояла в следующем. Класс разбивался на несколько групп. Каждая группа получала письмо от Незнайки, в котором содержалась ошибка в написании слова (обучение грамоте), в определении дней недели (окружающий мир). Та группа, которая первой обнаружила ошибку, становилась победителем.

Участие в такой игре позволяло детям ощутить себя в роли компетентных учащихся, развивало у них уверенность в своих силах, способностях, стимулировала стремление найти ответ на вопрос, способствовало развитию познавательного интереса.

Особенно привлекали учащихся ролевые дидактические игры. Так, при изучении мира животных учащимся было предложено поиграть в «Театр животных». Каждый из детей должен был представить себя в роли какого-либо животного и изобразить его: как оно передвигается, как питается, какие издает звуки. При этом один ученик изображал, остальные пытались определить, что это за животное, обосновывая свои предположения. Дальше ученику предлагалось рассказать об изображенном животном, о его повадках, месте обитания, ответить на вопросы об этом животном, заданные зрителями-одноклассниками.

Помимо дидактических игр, в содержание уроков нами включались элементы занимательности: загадки, поговорки, считалки. Их ценность состояла в том, что они вносили положительные эмоции в процесс обучения и в то же время развивали такие качества, как наблюдательность, внимательность, любознательность. Включение в содержание урока занимательности позволит не только «оживить» материал урока, сделать его более доступным, интересным для учащихся, но и способствует развитию творческого мышления, воображения младших школьников.

С удовольствием дети разгадывали загадки по теме урока. Например, при изучении темы «Правописание ЖИ – ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ» им предлагалось разгадать загадки:
  •  Малые зверушки, розовые ушки, глазки черненькие, хвосты тоненькие, сидят в норке, грызут корки (мыши)
  •  Что за чудо - бегуны одинаковой длины – по снегам к березке тянут две полоски? (лыжи)
  •  Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка)
  •  Черный, пузатый, дружит с ухватом, в печке был, нам картошку варил. (чугунок)
  •  Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука)
  • При изучении написания -жи и -ши детям помогло стихотворение:

Знаем твердо: ЖИ и ШИ

пишем только с буквой И.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружит и жить

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги ЖИ и ШИ

И только с буквой И пиши.

На уроке окружающего мира при изучении овощных культур мы предлагали учащимся загадки:

  •  Кругла, а не мячик; Желта, а не масло; С хвостом, а не мышь (репа)
  •  Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
  •  Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)


Готовясь к уроку, нами отмечались те моменты в его содержании, где необходимо активизировать внимание учащихся, снять утомление, повысить работоспособность, и включались в содержание урока соответствующую моменту загадку, «хитрый» вопрос, короткое стихотворение и т.д. Например, при изучении темы «Животные леса», учитель активизировал внимание учащихся, вызывал у них интерес к теме занимательными вопросами:

  •  Знаете ли вы, у каких лесных животных каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  •  Что теряет лось каждую зиму? (рога)

Элементы занимательности органично находили свое место на уроках чтения. Например, на уроке по теме «Русские народные сказки учащимся была предложена викторина:

  •  В каком царстве искал Иван-царевич Василису Прекрасную? (в тридесятом царстве)
  •  В какой сказке главная героиня стала белым облачком? («Снегурочка»)
  •  Где находилась смерть Кощея бессмертного? (в кончике иглы)

Отбирая соответствующие приемы включения элементов занимательности в урок, мы стремились, чтобы они способствовали общему развитию первоклассников, и прежде всего их познавательному интересу.

Наблюдение за работой учащихся показало, что использование дидактических и ролевых игр, элементов занимательности на уроках вызвало их интерес не только к моментам соревновательности, яркости материала, но и к самому процессу учебной деятельности. Таким образом, используемые методы и приемы обучения были близки тем, которые применялись в дошкольном образовательном учреждении, что помогало детям быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения в школе.

Литература
1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе [Текст] /Э.М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Педагогика, 1998. – 208с.
2. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]. /Е.В.Карпова - Ярославль: Академия развития, 2003. – 230 с.
3. Конышева Н.М. Преемственность дошкольного и начального образования в свете проблемы развивающего обучения [Текст] / Н.М. Конышева // Начальная школа.- 2010.- №8.- С.3-7.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152с.
5. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. Н.Э. Касаткиной, С.П. Зуевой – Кемерово, 1999 - 230с.

 
Панова Ирина Сергеевна 
Учитель начальных классов 
МБОУ «СОШ №28» г Кемерово 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?