Бежевец Дмитрий Александрович, 25.08.2011 0

Необходимость духовно-нравственного образования современных школьников


В статье обозначены основные проблемы духовно-нравственного образования школьников и пути их решения с помощью внедрения программы духовно-нравственного образования.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Бежевец Дмитрий Александрович,
директор МБОУ «Муриковская СОШ»
Шаховского района Московской области,
аспирант Московского государственного
областного университета


Сегодня вместо возвращения к исконно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, средствами массовой информации насаждается псевдо культура, признающая ценность денег, удовольствия и развлечений. Некоторые дети легко поддаются соблазнам и искушениям массовой культуры. Нестабильность в стране, бедность, высокий уровень занятости родителей в городах или, наоборот, сельская безработица пагубно влияют на воспитание школьников.

Под видом общечеловеческих норм цивилизации появились реклама вседозволенности, ювенальная юстиция, феминизм, гомосексуализм и т.д. В связи с этим, есть опасение, что мы можем потерять исконно русскую культуру, православную веру, традиции, язык, ведь период смены ценностных ориентиров приводит к деформации традиционных для страны нравственных установок.

Проблема духовно-нравственного образования остается, наверное, столь же древней и до конца не разрешённой, как это было в прошлом. Воспитание в семье и педагогический процесс школы и есть передача следующему поколению накопленного духовно-нравственного опыта человечества, культуры, ценностей. Однако современное школьное образование даёт максимум теоретических знаний, отдаляя человека от духовной жизни, оно практически не заставляет человека мыслить, сконцентрировав внимание на запоминании научных фактов. Часто целью школьных воспитательных программ является подготовка вхождения человека в общество - социализация. Однако хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны. Поэтому сегодня стоит вопрос: надо ли социализировать детей в псевдокультурное общество, большая часть из которого страдает безнравственностью?

С 2011-2012 учебного года вступают в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, согласно которому школьному образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В 2009 году издана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Согласно данной концепции, «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [3, с.14].

Несмотря на многонациональный состав, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 75% россиян считают себя православными христианами. Однако, налицо утрата идеалов и ценностей русской православной культуры: 49% россиян не читали Священное Писание, религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети россиян.

Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе в последнее время, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к национальным ценностям. В школах вводятся предметы, посвящённые изучению духовно-нравственной (религиозной) культуры: «Православная культура», «Духовное краеведение».

По инициативе Министерства образования Российской Федерации, 21 июля 2009 года, в 19 субъектах страны, в качестве эксперимента была введена новая образовательной гуманитарная программа «Духовно-нравственное воспитание», впоследствии переименованное в «Основы религиозных культур и светской этики». В её рамках может быть выбран курс изучения основ одной из четырёх основных религиозных культур России: православной, исламской, буддийской, иудейской. Также предлагается курс истории всех мировых религий или курс светской этики.
В преамбуле Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» признаётся особая роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Согласно Закону РФ «Об образовании» система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства [82, ст.2, п.2]. 

Большая надежда в деле духовно-нравственного развития российского общества ложится на сельских школьников, которые имеют генетическую предрасположенность к народной культуре и традициям. Ведь одним из вариантов выхода из сложившейся социальной ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важными составляющими которого являются: народный фольклор, народные костюмы, искусство, православное христианство и другие национальные религии.

Школьное образование должно направлять ребёнка на процесс глубокой внутренней работы над собой: анализировать своё поведение, смысл своей жизни. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта предполагает разработку администрацией школы основной образовательной программы школы, одним из необходимых компонентов которой является программа духовно-нравственного образования школьников.

Проанализировав теоретические основы духовно-нравственного воспитания и обучения, отметив положительные и отрицательные факторы духовно-нравственного образования, мы пришли к выводу, что духовно-нравственное образование сельских школьников должно включать:

 

•    Формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд).
•    Развитие нравственности (гуманного поведения человека в обществе, основанном на развитии духовности).
•    Развитие духовности (потребности, призывающей неосознанно делать нравственный выбор, развивающейся в процессе самопознания, самоанализа и самосовершенствования).

При этом мы выделили основные задачи духовно-нравственного образования:

 

 

1. Совершенствование духовно-нравственного компонента в содержании образования школы.
2. Совершенствование работы с родителями.
3. Совершенствование внеклассной работы с детьми.

Основные тезисы программы заключаются в том, что духовно-нравственное образование школьника, в частности принятие им определённых духовно-нравственных ценностей и качеств, происходит в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, семейного воспитания и социальной обстановки, действий и моральных качеств учителя.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Газман О. Нравственность престижна // Учительская газета. – 2008. - №44. – С.18.
2.    Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика. – 2008. - №9.
3.    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29 с.
4.    Копусова В.В. Формирование нравственных ориентаций сельских подростков: дис. …кан.пед.наук. – Ярославль, 2000. – 208 с.
5.    Кузнецов В.В. Социально-педагогические условия формирования духовно-краеведческих ценностей у учащихся современной сельской школы: дис. …кан.пед.наук.- М., 2006. – 198 с.
6.    Медведев Д.А. Послание к Федеральному Собранию 2010 г. – URL: http://www.politonline.ru/politika/1706.html. Дата обращения 12.12.2010 г.
7.    Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России//Педагогика. – 2008. - №9.

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?