Бунегина Наталья Геннадьевна, 02.11.2011 0

Трудности в овладении грамотности учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).


Статья " Трудности в овладении грамотности учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)" адресована учителям, логопедам, психологам-педагогам, кто в силу своей деятельности сталкивается с трудностями в обучении данного контингента детей. Представленный комплекс физкультурных минуток поможет скорректировать эту работу.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Главной отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих детей не соответствует их календарному возрасту. Это может выражаться в следующих особенностях:

1) недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка к определенному возрасту;

2) отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;

3) преобладание игровых интересов и слабость учебный мотивации;

4) несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы.

Перечисленные характеристики – это то, что отличает детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся детей.

Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать. А для детей с задержкой психического развития это сложно. Они испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. С трудом запоминают правила, правила заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного практического применения. В основе русской орфографии лежат три основных принципа: фонетический, морфологический и традиционный. У детей с дизорфографией нарушены эти принципы правописания, что предполагает следующие направления работы:

1. Развитие фонетико-фонематических процессов.

2. Развитие гностико - практических процессов; коррекция почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

3. Накопление словарного запаса слов, написание которых не укладывается в рамки орфографических правил современного русского языка.

4. Развитию навыков самоконтроля при выполнении письменных заданий с использованием алгоритма проверки собственных записей.

5. Автоматизация изученных орфограмм и совершенствованию умения употреблять их при выполнении письменных заданий.

6. Развитие внимания.

7. Развитие памяти, особенно, слухоречевой. Использование мнемотехники.

8. Развитие мышления (развитие таких процессов, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление).

9. Развитие пространственно-временных представлений.

10. Коррекция несовершенного навыка чтения и совершенствование навыка чтения.

К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решать те или иные задачи, кратковременны. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке 15 – 20 мин, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятием пропадает, работа прекращается, В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Опыт работы с детьми показывает, что лучше всего в этих случаях помогают физкультурные минутки. Предлагаемый комплекс ФМ могут использовать учителя на своих уроках. Это ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 -2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4- 6 раз. Темп медленный.

4. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить вперед, 8 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Физкультурные минутки для снятия утомления с глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3) открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движения указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 5 – 8. Повторить 2 раза.

5. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 2 раза.

Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 – 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультурные минутки для снятия утомления с туловища

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- 3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4 – 6 – то же в другую сторону, 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 – 4 – и. п., 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

Таким образом, для преодоления трудностей в овладении грамотности у детей с задержкой психического развития требуется время, особые методы, терпение и большой такт со стороны учителя.

Используемая литература:

1. В.Е. Бейсова. Коррекционно – развивающая работа в школе. М: Политиздат, 1999 г.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. Под редакцией С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2004 г.

3. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования. Дефектология №1, 2004 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?