Главная
→ Статьи → Преподавание → Другое
Локшина Анастасия Владимировна,
26.01.2012 0
Кластер как метод профилактики негативного влияния телевидения на ценностные ориентации младших школьников
Локшина Анастасия Владимировна
педагог- психолог, магистр педагогики
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 44
педагог- психолог, магистр педагогики
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 44
Школьник XXI века находится в постоянном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Телевидение, радио, газеты, Интернет в своей совокупности составляют мощное информационное поле, в которое погружен современный человек. Только в воздействие телевидения неоднозначно: с одной стороны, оно освещает важные новости, помогает отдыхать и даже осваивать школьную программу. Телевидение не столько дает познавательной информации, не столько обогащает духовный мир школьника, сколько формирует покупательский спрос, предпочтения, ориентируясь на запросы рекламодателей.
В силу своих возрастных и личностных особенностей, младшие школьники склонны к подражанию и берут пример с отрицательных образов телевидения, что негативно влияет на ценностные ориентации. В свою очередь, родители и учителя должны научиться проводить профилактическую работу, направленную на формирование ценностей детей.
Дадим определение понятиям «ценность» и «ценностные ориентации». Категория « ценность » имеет множество дефиниций, в связи с широтой ее применения – это области философии, педагогики, психологии.
Отечественные исследователи, работающие в рамках аксиологического подхода, вкладывают различный смысл в понятие ценности. В. А. Василенко понимает под ценностями значимость предметов, средство удовлетворения потребностей человека, и И.С.Нарский интерпретирует ценности как идеалы, высшие цели личности[2].
С категорией «ценность» тесно связана категория «ценностные ориентации». С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [1, 63].
Рассмотрим, в чем заключается противоречие позитивного и негативного влияния телевидения на детей. Итак, телевидение может одновременно просвещать, давая нужную полезную информацию, духовно обогащать и дезориентировать, навязывая агрессивный и эгоистичный стиль жизни, опустошать духовный и эмоциональный мир школьника. Это, безусловно, опасности социального характера. Школа и семья должны научить будущего гражданина понимать сущность опасности, уметь обеспечивать его безопасности жизнедеятельности.
Воспитательный процесс очень сложенный, многофакторный, многовекторный, с непредсказуемыми результатами. Современный процесс предусматривает субъект - субъектные отношения. В качестве субъектов выступают отдельные субъекты: ученик и учитель. Однако в процессе воспитания играют немаловажную роль родители учащихся, которые редко включаются во взаимодействие с учащимися и учителем.
Для того чтобы эффективнее построить воспитательный процесс, необходимо объединить их вместе. Поэтому важно искать пути, формы, методы взаимодействия.
В современной педагогике начали уделять большое внимание такому способу взаимодействия, как кластерное.
Кластер (сlustег) - практикоориентированная деятельность творческих мастерских, тренинговых групп, лабораторий и т.п., специально организованных для создания продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории [3].
Кластер является одним из видов обобщающего обучения. Обобщающее обучение строится на индуктивной модели обучения. Данный тип обучения может быть ориентирован на приобретение знаний и умений через исследовательскую и творческую активность[3]. Эта деятельность характеризуется тремя признаками:
1. Персонализация темы или проблемы – учащиеся занимаются чем-либо, потому что они хотят делать именно это.
2. Методы исследования или творческого производства, которые используют учащиеся, соответствуют способам, действиям практикующих профессионалов.
3. Деятельность всегда нацелена на производство продукции или услуг и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы людей.
Обогащающее обучение позволяет участникам данного процесса встречаться каждую неделю в определенное время, для создания своего продукта. Оно предполагает от 8до 10 часов в неделю. Обычно для обучения отводится начало учебного года, затем происходит перерыв на четыре, пять недель и во втором полугодии занятия возобновляются.
Преподаватели, как заинтересованные в этом процессе могут быть фасилитаторами, т. е. управлять процессом обучения. Помогают фасилитаторам волонтеры - профессионалы. Группа обучающихся может быть разновозрастная, единственное условие, что бы у участников был общий интерес к рассматриваемой проблеме.
Рассмотрев вышесказанное, мы предполагаем, что кластер можно перенести в воспитательный процесс, так как занятия проводятся регулярно во внеурочное время, участников объединяет общий интерес, в нашем случае, противостоять негативному воздействию телевидения на ценностные ориентации учащихся, волонтерами-профессионалами могут быть заинтересованные родители учеников. В кластере мы можем организовать взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса с целью получения продукта. На этой основе мы решили создать кластер, цель которого: способствовать становлению нравственных ценностей, на основе просмотра кинофильмов, м/ф, анализа сказки, которая ляжет в основу создания театрализованных представлений.
Название кластера « Я, ценности, телевидение, театр».
Целевая аудитория- группа, состоящая из учащихся класса, учителя, желающих родителей.
Продукт - театрализованные представления, предназначенные для родителей и учащихся начальной школы. Основным содержанием спектаклей являются ценности, которые присваиваются участникам через механизмы идентификации и интериоризации.
Содержание занятий должно быть направлено:
• на раскрытие знаний общечеловеческих ценностей;
• на осознание ценностей скрытых в кинофильмах, м\ф, телепередачах;
• на развитие способности объяснять поступки свои и героев кинофильмов;
• на развитие эмоциональной сферы;
• на развитие способностей применять знание общечеловеческих ценностей в деятельности, поведении.
Итог – театрализованное выступление перед не задействованными родителями и учениками других классов.
Список литературы:
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — С.63-70.
2. Василенко В. А. Ценности и оценка. — Киев, 1964.
3. Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю. ОБОГАЩАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: Путеводитель по практикоориентированному, основанному на потребностях студентов обучению. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 236 с.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также