Гречуха Ирина Анатольевна, 20.03.2012 0

Активизация познавательной деятельности школьников- составная часть совершенствования методов обучения


От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель «Научить детей учиться».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников- составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель «Научить детей учиться».

Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. По Д.Б. Эльконину «Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие»… Поэтому моя цель всего процесса обучения – это развитие ученика.

Выбор средств, методов и технологий обучений определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Если обратиться к определению «Педагогическая технология (по В.М. Монахову) - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в безусловных комфортных условиях для учащихся и учителя». В самом определении заложено творческое начало активизации деятельности, как педагога, так и ученика.

Исходя из всего вышесказанного, из цели, которую ставлю перед собой, я использую технологии, предлагающие построения учебного процесса на:
-проблемной основе (Л.В.Занкова),
-опережающей основе (С.Н.Лысенкова),
-учебное взаимодействие.

В 1 классе предполагается в основном работа, направленная на выполнение заданий по образцу учителя и опирающаяся на память учащихся. Старательно выполняя задания учителя, дети стремятся быть исполнительными, четкими, усидчивыми. Это необходимые качества для усвоения программы, но из них не вырастают познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие – то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай как я», я предусматриваю задания на всех этапах обучения, направленные на проявление творчества учащихся.
а) Задания на развитие внимания.
б) Для развития памяти.
в)Задания на развитие воображения и предоставления.
г) Задания на развитие мышления.
д) Развитие речи – цель, которая ставится на уроке вне зависимости от предмета.

Работу по развитию речи учащихся начинаю с 1 класса. В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся приобретает всё большую остроту. Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Поэтому я стараюсь увлечь детей изучением языка. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача, которую я ставлю перед собой – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Большинство направлений работы по развитию речи провожу на самых разных уроках.

Начинаю работу с 1 класса со стиля отношения учителя и ученика. Очень важен тон общения, важно вовремя похвалить ученика, как за правильный ответ, так и за смелость высказывания своего мнения, даже идущего вразрез с мнением других.

Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты. Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников.

Основная цель всех видов работы по развитию речи – это умение составлять текст (прозаический, стихотворной формы), точнее выражать свои мысли, знания, чувства в развёрнутых высказываниях.
В обучении детей связной речи использую материалы разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, почерпнутый ими из книг, из рассказов учителя, различные картины и т. д., разные жанры, стили, монологические и дидактические речи.

Большую часть времени отвожу активной, речевой деятельности учащихся. Дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.

Сочинение для детей должно иметь определённый жизненный смысл, поэтому я. начинаю писать с ними сочинения тех жанров, которые им близки, интересны, а также те, которые помогут учащимся приобрести новый для них речевой опыт. Одним из таких жанров являются путаницы. Написанию сочинения предшествует долгая подготовительная работа. Речевые упражнения, начинаясь в первом классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов («Рассказы о животных») постепенно перерастают в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Эта творческая работа требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Начиная с первого класса, ученики учатся рифмовать слова.

В первом классе я учу детей рассказывать на данную тему, строить правильно предложения, выбирать слова, т.к. язык первоклассников ситуативен, носит следы бытовой речи. Однако рассказики высоко эмоциональны.

На первом этапе сочинения стихи очень примитивны, но они действительно отражают детские интересы, их образ мыслей.
К концу 4 класса ребята научились составлять кроссворды и ребусы на заданную тему, что говорит об обогащении словарного запаса и интеллекта детей, легко ориентируются в выборе слов, оборотов речи и предложений, обдумывании композиции рассказа, отборе материала, установлении логических связей – что говорит о целенаправленной работе которая к четвёртому классу достигла поставленной цели.

С 1 класса начинаю учить учеников работать в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.

Работа в группе учит школьника вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Другим, немаловажным условием учебной деятельности для развития ученика является дифференцированный подход к обучению. Так как ребятишки поступают в 1 класс с разным уровнем подготовки, то и уроки стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от степени своей подготовленности, с каждого урока уносили для себя что- либо новое, т.е. получал развитие, укреплял уже имеющиеся знания и не терял интерес к обучению. Для этого я начала обучение «с забеганием вперед». Когда я работала по традиционной программе, то переделывала тематическое планирование с 1-4 классы, сознательно включая в урок темы, которые будут изучаться позже. Благодаря такому построению урока ребятишки, которые поступили с хорошей подготовкой в 1 класс, не «топтались» на месте, изучая знакомый им уже материал, а имели возможность закрепить те знания, умения и навыки, которые у них уже были и одновременно получить новую информацию. А те учащиеся, уровень подготовки, к школе которых был ниже, получали знания по установленной программе. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него. Доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия; сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом. В обучении по системе Л.В.Занкова тематическое планирование переделывать почти не приходится, т.к. одна из «заповедей» урока развивающего обучения - создать ситуацию помощи менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих.

Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, формировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка.

Объём и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку. Работая по традиционной программе, я пересматривала тематическое планирование в период обучения грамоте и вставляла темы, которые не изучаются, но они более полно дополняют, обогащают материал этого курса. В учебниках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова автор делает акцент, уделяет большее внимание грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте. Но элементы обучения с «забеганием» вперед у меня сохранились. Так при изучении буквы Ц, звука (ц) у некоторых ребят возник вопрос: « Почему в слове «кузнецы» после буквы Ц буква Ы, а в слове « цирк» - И» Для того, чтобы ответить на их вопрос я сочинила сказку.

Сказка.
Жила была буква Ц и однажды она познакомилась с двумя сестрицами, буквами Ы и И. Букве Ц они сразу понравились, и она решила с ними подружиться. Но буква Ы оказалась такой вредной, что не хотела брать в игры из слов с буквой Ц свою сестрицу, букву И. Она все время кричала: «Я одна буду дружить с буквой Ц, только мой звук слышится после неё». Слушала это буква Ц, слушала и сказала: «Я буду играть с вами обеими. Но так как буква И добрая, слабая, то я с ней буду дружить в середине слов. А ты, буква Ы, сильнее – поэтому будешь играть со мной на конце слов».

Так и порешили. Но буква Ы оказалась такой вредной, что сумела выгнать свою сестрицу из пяти слов, а сама заняла её место. Вот эти слова: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц.

Благодаря этой сказке ребята легко усвоили орфограмму «Написания букв Ы, И после Ц». И если я слова с этой орфограммой включала в урок письма, они легко объясняли правильное написание
В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определённых тем на более поздних ступенях обучения.

Для обучения с «забеганием» вперед я пересмотрела программу 1 класса и вставила темы, которые не изучают в 1 классе, но они более полно дополняют, обогащают материал этого курса. Так, например, по письму мы ознакомились со следующими орфограммами:

а) парные звонкие и глухие согласные в слове. Эту орфограмму включила в уроки чтения и письма, где изучали парные согласные, или « братцев – обманщиков», как мы их называли. Специально подбирая слова, где парные звуки слышались неотчетливо,
Н: год – го(т) кот – ко(д) дуб - ду(п) и т.п.
Ставила перед ребятами вопрос: « Как же нам обнаружить обманщиков?»
И в результате поисков мы пришли к ответу – выводу: « Надо на помощь позвать гласную букву. Она сразу поможет найти обманщика. Он испугается и убежит» И на последующих уроках ребята уже сами находили слова с парными согласными по звонкости и глухости и сами объясняли правильное написание. Ребята, уровень подготовки у которых выше, уже называли правильно орфограмму: «Парные звонкие и глухие согласные». А те, кому это было сложно, так и продолжали находить « братцев – обманщиков». Главное, на данный момент, было не в том, что бы ребята правильно сформулировали, назвали орфограмму, а в том, чтобы хорошо различали парные согласные, знали их по мере возможности, умели грамотно писать. Этой цели я добилась.

б) Безударные гласные в словах, проверяемые ударением. Эту орфограмму я включила в уроки, где шло ознакомление с написанием ЧА, ЧУ. Здесь я обратила внимание ребят на то, что есть такие слова, где и гласные звуки нас могут обманывать, т.к. написание не всех слов и сочетаний можно запомнить. А гласные не всегда слышаться отчетливо. И когда мы перебрали несколько вариантов, как же можно обнаружить «обманщика», пришли к выводу: «Его («обманщика») надо ударить.». Т.е. поставить над ним ударение. К концу 1 класса ребятишки прекрасно находили слова в предложениях с безударной, парными звонкими и глухими согласными. У них начала формироваться орфографическая зоркость.

Наряду с развитием орфографической зоркости у детей не пропадал интерес к обучению, т.к. они узнали новые для себя тайны. Шло развитие речи и мышления, т.к. каждую орфограмму надо было увидеть и объяснить.

В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведётся главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая. Поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной; наблюдение над читаемыми словами. Ещё в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции, о несовпадении произношения и написания слов.

В результате практических работ у учащихся накапливается определённый речевой опыт, наблюдения над явлениями языка, над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идёт формирование теоретических обобщений. В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывания по памяти, проговаривание, сличение написанного с образцом.

Главным в обучение математике 1 класса (I – IV) является усвоение состава чисел первого десятка. И опять, опираясь на то, что уровень подготовки ребят разный, я решила «забежать» вперед. Убедившись, что учащиеся хорошо усвоили таблицу сложения и вычитания чисел первого десятка, я познакомила их со сложением и вычитанием чисел через десяток. Обучение способами сложения и вычитания с переходом через десяток проходило в форме ознакомления с примерами нового вида. Я их включала в уроки математики, и те учащиеся, которые овладели навыком решения этих примеров, объясняли остальным. К концу года все ребята хорошо решали примеры этого вида. В 1 классе мы познакомились и с решением задач, которые встречаются во 2 классе. Придя во 2 класс, ребятам не составило большого труда изучить новые темы, т.к. мы к ним подготовились в первом классе. Учащимся оставалось только вспомнить его и, если это позволяла тема, опять «забежать вперед», т.е. изучить более глубоко. Поэтому и программу (тематическое планирование) во 2 классе я тоже пересмотрела и составила с учетом того, чтобы каждый ученик получал новые знания на каждом уроке, закрепляя уже имеющиеся.

Уроки строятся так, чтобы ученик мог систематически повторять пройденное, формировать навыки, автоматизировать их, продвигаться в познании предмета, развивать характер и волю в самостоятельных работах. Поэтому самостоятельной работе, не зависимо от урока, я отвожу особое место. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Форма проверки используется разная: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных буквенных карточек.

Полезно, когда в классе висят наглядные пособия, выполняющие опорную функцию в управлении мышления учащихся. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального или материализованного действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. Поэтому при усвоении необходимых понятий, правил, последовательности выполнения работы я применяю общие и индивидуальные схемы-опоры.

Есть у меня диагностические листы, где я прослеживаю результаты проверочных, контрольных работ, формирование учебных навыков. Делаю анализ пробелов в знаниях и умениях каждого ребенка. Это дает возможность дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Большую помощь в возникновении познавательного интереса ребенка на протяжении всего урока оказывает сменяемость видов деятельности. Любой вид деятельности на уроке я использую для обучения детей самоконтролю, самоанализу, самооценки
Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу, в дискуссию со мной и ребятами. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждения, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний. Необходимо обеспечивать напряжение мысли каждого ребёнка, так как знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?