Главная
→ Статьи → Преподавание → Другое
Кристина Мельник,
20.03.2012 0
Роль лидера в спортивном коллективе на примере баскетболисток 14-15 лет
Актуальность изучения лидерства в спортивном коллективе заключается в том, что лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают, или отвергают эти воздействия.
Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например, через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.
Целью нашего исследования является определение типа взаимоотношений формального и неформального лидера в баскетбольной команде, при котором будет положительный спортивный результат.
В исследовании предполагается, что положительные взаимоотношения формального и неформального лидера в баскетбольной команде создадут оптимальные условия для достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методические источники по теме лидерства в спорте.
2. Определить формального и неформального лидера в спортивном коллективе.
3. Исследовать тип взаимоотношений формального и неформального лидера в баскетбольной команде.
4. Определить типы взаимоотношений формального и неформального лидера, способствующие положительному спортивному результату.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) психодиагностические методы: наблюдение, социометрический метод, анкетирование, тест Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
Исследование проводилось с сентября 2008 года по апрель 2011 года на базе СОШ №81 и СОШ №77 г. Набережные Челны. И состояло из четырех этапов. В исследовании принимали участие две баскетбольные команды девушек 14-15 лет. Общее количество спортсменок в каждой команде составило 14 человек.
На первом этапе был проведен анализ литературных источников по теме исследования. На втором этапе определены социометрические позиции в баскетбольных командах. На третьем этапе определены типы взаимоотношений формального и неформального лидера с помощью авторской анкеты «Тип взаимоотношений в спортивном коллективе», а также проведено тестирование по методике Т. Лири.
На четвертом этапе определены типы взаимоотношения лидера, обеспечивающие положительный спортивный результат.
Обратимся к результатам исследований:
1. На основе социометрического исследования составлены социоматрица и социограмма; определены формальный и неформальный лидеры в обеих баскетбольных командах.
а. Команда школы № 81 б. Команда школы № 77
Рис. 1. Социограмма- мишень баскетбольных команд школы № 81, № 77
2. Анкетирования показало наиболее предпочитаемых, пренебрежительных и изолированных игроков команд и выявило особенности взаимоотношений между формальным и неформальным лидерами. В команде школы № 81 определены положительные взаимоотношения между лидерами, в то время как в команде школы № 77 отношения приобрели негативный характер.
3. Тестирование по методике Т. Лири определило, что в баскетбольной команде школы № 81 формальному и неформальному лидеру присущ доминирующий тип руководства коллективом. В баскетбольной команде школы № 77 формальный лидер совмещает доминирующий с дружелюбным типом, а неформальный лидер обладает доминирующим типом руководства.
4. При анализе отчетов выступления баскетбольных команд школ было определено, что команда школы № 81 при положительном взаимоотношении лидеров показывает более высокий спортивный результат, чем команда школы № 77 при негативном взаимоотношении лидеров.
Таким образом, в результате анализа литературных источников и проведенных исследований были сформулированы следующие выводы: положительные взаимоотношения формального и неформального лидера в спортивном коллективе баскетболисток 14-15 лет создают оптимальные условия для достижения высоких спортивных результатов.
Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например, через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.
Целью нашего исследования является определение типа взаимоотношений формального и неформального лидера в баскетбольной команде, при котором будет положительный спортивный результат.
В исследовании предполагается, что положительные взаимоотношения формального и неформального лидера в баскетбольной команде создадут оптимальные условия для достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методические источники по теме лидерства в спорте.
2. Определить формального и неформального лидера в спортивном коллективе.
3. Исследовать тип взаимоотношений формального и неформального лидера в баскетбольной команде.
4. Определить типы взаимоотношений формального и неформального лидера, способствующие положительному спортивному результату.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) психодиагностические методы: наблюдение, социометрический метод, анкетирование, тест Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
Исследование проводилось с сентября 2008 года по апрель 2011 года на базе СОШ №81 и СОШ №77 г. Набережные Челны. И состояло из четырех этапов. В исследовании принимали участие две баскетбольные команды девушек 14-15 лет. Общее количество спортсменок в каждой команде составило 14 человек.
На первом этапе был проведен анализ литературных источников по теме исследования. На втором этапе определены социометрические позиции в баскетбольных командах. На третьем этапе определены типы взаимоотношений формального и неформального лидера с помощью авторской анкеты «Тип взаимоотношений в спортивном коллективе», а также проведено тестирование по методике Т. Лири.
На четвертом этапе определены типы взаимоотношения лидера, обеспечивающие положительный спортивный результат.
Обратимся к результатам исследований:
1. На основе социометрического исследования составлены социоматрица и социограмма; определены формальный и неформальный лидеры в обеих баскетбольных командах.
а. Команда школы № 81 б. Команда школы № 77
Рис. 1. Социограмма- мишень баскетбольных команд школы № 81, № 77
2. Анкетирования показало наиболее предпочитаемых, пренебрежительных и изолированных игроков команд и выявило особенности взаимоотношений между формальным и неформальным лидерами. В команде школы № 81 определены положительные взаимоотношения между лидерами, в то время как в команде школы № 77 отношения приобрели негативный характер.
3. Тестирование по методике Т. Лири определило, что в баскетбольной команде школы № 81 формальному и неформальному лидеру присущ доминирующий тип руководства коллективом. В баскетбольной команде школы № 77 формальный лидер совмещает доминирующий с дружелюбным типом, а неформальный лидер обладает доминирующим типом руководства.
4. При анализе отчетов выступления баскетбольных команд школ было определено, что команда школы № 81 при положительном взаимоотношении лидеров показывает более высокий спортивный результат, чем команда школы № 77 при негативном взаимоотношении лидеров.
Таким образом, в результате анализа литературных источников и проведенных исследований были сформулированы следующие выводы: положительные взаимоотношения формального и неформального лидера в спортивном коллективе баскетболисток 14-15 лет создают оптимальные условия для достижения высоких спортивных результатов.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.