Кузьменко Таисия Дмитриевна
педагог- психолог
МОБУ СОШ № 10 г. Таганрог
Терапия психосоматических заболеваний.
Ситуации и возможности
«Основная ошибка при лечении любого заболевания – это представление об абсолютной «раздельности» души и тела. Собственно говоря, такое разделение вообще не правомерно. Именно здесь скрыта радикальная проблема неизлечимости многих заболеваний: врачи не видят целого. А именно в заботе о целом должны проявляться их усилия, поскольку, когда целое находится в плохом состоянии, часть его не может быть здорова».
(Платон, 427-347 гг. до н. э .)
Представление связи между физическим и психическим состоянием не является открытием современности. Интуитивное понимание взаимосвязи духовного и физического глубоко живёт в подсознании людей. Даже обороты разговорной речи изобилуют указаниями на психосоматические взаимосвязи и представляют собой почти что «язык органов». Многие люди «болезненно обижаются», другие «ломают голову», третьи должны «прорваться, хотя страх хватает их за пятки».
Некоторые полны амбиций и «могут свернуть шею». Иных людей называют «бесхребетными». Бывает так, что «перехватывает дыхание от ужаса», «съезжает крыша» от волнения, страх «перехватывает горло», колени становятся ватными, у кого-то вообще душа «уходит в пятки».
Нередко мы встречаем беднягу, который «всё в себе переваривает».
Одни «лопаются от злости», другие «пухнут от меланхолии».
Большинство людей ни разу в жизни не сталкивались с подлинным восприятием собственных чувств, не умеют уважительно и правильно относится к ним. С раннего детства воспитание направленно на то, чтобы подавить свои потребности, не давая им воли, например «настоящий мужчина не плачет», «не позволяй себе этого». Общество обучает и воспитывает: «держи себя в руках», «прячь свои чувства», не показывай своих эмоций, «сохраняй лицо». Утрачивая способность к восприятию собственных чувств, человек лишается возможности оценить собственные страхи, отчаяние, не принимает собственную слабость, теряет контакт со своими «страстями».
Огромная часть общества живёт в стремлении к обладанию собственностью, преумножению денег, приобретению социального статуса и в пренебрежении к настоящим чувствам, например, потребности в защищённости, нежности, любви, доверии. Средства массовой информации формируют некую норму, вмешиваются во все сферы жизни, включая спальню. Так происходит управление желаниями. А в результате люди теряют способность быть довольными собой, поскольку они концентрируются на своих недостатках. Подавляя свои способности и страхи, человек организует жизнь «против себя самого». Человек буквально «из кожи вон лезет», чтобы устранить пропасть между тем, кем он хочет быть, и тем, кто он есть. И это состояние постоянной нагрузки не проходит бесследно. Мы все играем в игры, и самое безумное состоит в том, что мы чувствуем, как мы заболеваем от этого, но продолжаем играть.
Психосоматические заболевания являются нарушением коммуникаций. Мы теряем слова для обозначения наших чувств. И если душа теряет язык, начинает говорить наше тело. Болезнь может быть средством показать слабость или добиться внимания, никому при этом не вредя. Болеть, чтобы не причинять боль.
Этот опыт имеет свои корни в детстве. Уже во время своих первых болезней ребёнок начинает понимать, что помимо симптоматики болезни существует ещё один смысл болеть. Возникает защищённое пространство, родители и близкие полны сочувствия, а ты получаешь любимую еду и прочее. Полученные знания совершенствуются в дальнейшем. Наблюдательного ребёнка эти наблюдения могут привести к выводу, что проблемы в общении у взрослых сглаживаются под воздействием его болезни. Уже на ранних стадиях развития может произойти понимание того, что с помощью болезни можно избежать конфликта. В школьном возрасте многие дети разыгрывают болезнь, чтобы вкусить все «льготы». Связь между пространством защищённости, сочувствия и заболеванием усваивается очень быстро и уходят на подсознательный уровень.
Во «взрослой» жизни на уровне совести или «сверх-Я» запрещено имитировать болезнь при отсутствии реальной симптоматики. В такой ситуации организм демонстрирует симптомы заболевания, чтобы очутиться в «наслаждении его преимуществами». Так возникают функциональные расстройства, симптомы присутствуют, но не обнаруживается их органический коррелят.
Пример из практики
У педагога И. (55 лет) при посещении администрацией её уроков, перед важными конференциями наблюдалась тахикардия и нарушения сердечного ритма. Кроме того, И. жаловалась на головокружения. Из анамнеза выяснилось, что в течение всей своей работы педагог И. была интенсивно ориентирована на успех и результат работы. Её знали как отличного педагога, который не жалеет себя и не знает, что такое болезни. Но теперь она ощутила, что силы убывают, она не может выдержать растущей конкуренции. Во время следующего обследования выяснилось, что любые публичные действия, совершаемые вместе с молодыми педагогами, приводят её в состояние страха. При мысли о присутствии молодых педагогов на её выступлениях, мероприятиях она впадает в панику и любой ценой хочет это состояние скрыть. Возрастающая конкуренция ощущается, но подавляется.
В данном случае чётко проступают именно функции болезни. Имеющаяся симптоматика представляет законную возможность смягчить ситуацию конкурентности и спрятать страх под функциями недомогания. Педагогу И. придётся, пока она не признается в своей неуверенности, пользоваться языком тела, чтобы не быть узнанной. В полном соответствии с этим выводом все симптомы исчезли, как только педагог И. в ходе разговора с молодыми коллегами призналась в своих страхах и неуверенности, а стресс значительно уменьшился, когда она получила значительную поддержку со стороны коллег и администрации. Примечательно то, что молодые коллеги признание приняли с облегчением и рассказали о собственных тревогах.
Потребность в гармонии заставляет всех людей испытывать страх перед конфликтом. Поэтому мы избегаем конфликтных ситуаций. Следует добавить и то, что мы утратили способность говорить. Мы не говорим то, что на самом деле хотим. Мы упрекаем: «Где ты был? Куда ты идёшь? Ты мне не помогаешь, ты только компьютером занят». А за этим стоит: «Я очень люблю тебя, я боюсь быть брошенной тобой, я хочу внимания и уважения». Не умея открыто говорить о том, чего мы хотим, мы удивляемся, что нас не понимают.
Поэтому психотерапия состоит из 3-х важнейших этапов лечения:
1. Научиться воспринимать свои чувства.
2. Научится формулировать их.
3. Научиться реализовывать свои чувства.
«Сон наяву»
Необходимо отличать страх физический от страха патологического. Очень часто страх оправдан, поскольку он предупреждает от совершения какой-либо глупости. Патологический страх имеет во многих случаях типичный характер. Где-то он начинается, затем возрастает, вначале медленно, потом быстрее, после этого наступает «плато», успокоение, и наконец страх уходит. Нам знаком страх перед определёнными ситуациями. Его источником могут быть родители, учителя или вообще школа с её контрольными работами. Переживание страха в детстве может быть с годами утеряно, исчезает «навык переживания страха». Чем чаще мы избегаем фобических ситуаций, тем сильнее и больше становится наш страх. У многих психосоматических пациентов наблюдается тенденция к избеганию именно таких ситуаций, связанных с чувством страха. Заболевшего ребёнка жалеют. Этот факт, обозначаемый в качестве вторичной выгоды симптома становится его доминирующим смыслом. И лишь столкновение со страхом и попытка «встретиться с ним лицом к лицу» позволяет распознать ситуации, вызывающие этот страх и победить его.
Пример из практики
Мать 11-летней школьницы Д. огорчает отношение учительницы к её дочери. Девочка часто болеет, на что реакция учительницы такова: «Ваш ребёнок всегда болеет, когда у нас контрольная».
Психолог В. Франкл всегда говорил, что некая болезненная ситуация вызывает у человека опасения её повторения. Причём, как правило, боятся повторения не самой этой ситуации, а её последствий. В данном случае плохой отметки, недовольства учителя, огорчения родителей.
Со школьницей Д. ведётся работа по методу символдрамы, кататимного переживания образов( КПО), «сон наяву».
Концепция символдрамы базируется на традиции европейской глубинной психологии(К. Юнг, З. Фрейд, Кернберг). Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психологом тему (мотив). Психолог выполняет при этом сопровождающую функцию. Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Метод символдрамы используется при терапии :
- невротических расстройств;
- психосоматических расстройств;
- детской и подростковой психотерапии (энуреза, агрессивности, трудностей с обучением, страхов, невротического развития характера, семейной терапии).
Сеанс психотерапии длится обычно 50 минут. Курс краткосрочной терапии состоит из 10 -15 сеансов при частоте 2 раза в неделю. Между сеансами пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном , а иногда и на сознательном уровне. Обычно улучшение наступает уже после нескольких сеансов.
Каждый сеанс символдрамы включает в себя 4 составные части:
1) предварительная беседа (15-20 минут);
2) упражнение на релаксацию (3-5 минут);
3) собственно представление образов (около 20 минут);
4) последующее обсуждение и рисование (15 минут).
Технически сеанс психотерапии выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления.
В предварительной беседе и при помощи цветового теста эмоционального состояния М. Люшера выявляются ситуации, в которых ребёнок чувствует себя некомфортно, в связи с чем у него могут возникнуть негативные реакции и эмоциональные срывы. Если ребёнок часто вынужденно попадает в подобные ситуации, то негативные реакции закрепляются в его поведении.
На белом листе бумаги в случайном порядке раскладываются карточки Люшера. Подростку предлагается указать цвет, на который похоже его настроение в различных ситуациях: в учебном учреждении на занятиях; при общении с одноклассниками; при общении с педагогами; в референтной группе; при запретах со стороны родителей, при выяснении отношений со взрослыми - не членами семьи и т.д. Ответы фиксируются на бланке. В заключение подростку предлагается сделать выбор собственных предпочтений, то есть расположить цвета по степени предпочтения от самого приятного до самого неприятного. Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколько комфортно подросток чувствует себя в типичных для него ситуациях.
Для обозначения своего настроения в учебном учреждении ребёнок выбирает зелёный цвет. Зелёный цвет предпочитают подростки с высоким уровнем притязаний. Они стремятся к лидерству во всём, проявляют чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их ставили в пример другим.
Для обозначения своего настроения с педагогом школьница Д. выбирает коричневый цвет, что свидетельствует о высокой тревожности. Девочка часто испытывает эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения, страх. Для занятий с ученицей Д. в качестве мотивов были взяты за основу методики, разработанные психологами-специалистами. В основе этих методик лежит теория возникновения проблем в жизни человека. Использовались следующие методики:
1. Упражнение по визуализации
Цель: развить и конструктивно использовать фантазию.
2. «Радуга чувств»
Цель: погружение в мир чувств.
3. «Храм тишины»
Цель: уметь расслабляться внутренне, снимать напряжение.
4. «Опушка леса и ожидание существа, которое выйдет из-за горы.»
Цель: изменить отношение к человеку, имеющему особо важное эмоциональное значение
5. «Выцветшее фото»
Цель: «вымести» ненужные стереотипы, обрывки неприятных ситуаций.
6. «Путешествие»
Цель: удаление представлений подсознания о том, что страх составляющая организма.
7.«Маяк»
Цель: развитие уверенности в себе.
8. «Поплавок в океане»
Цель: умение контролировать себя
9. «Заброшенный сад»
Цель: развитие воли и упорства в преодолении трудностей.
10. «Безмолвный крик»
Цель: развитие самоконтроля и умения избавляться от напряжения в конфликтной ситуации.
11. «Драгоценный подарок»
Цель: раскрытие личностных ресурсов для разрешения трудных ситуаций.
12. «Формула удачи»
Цель: создание позитивного настроя на будущее.
13. « Сад моей души»
Цель: осознание своей ценности и значимости, вне зависимости от внешних ситуаций.
14. «Дивный сад»
Цели:
- устранение эмоциональной напряжённости;
- ослабление проявлений утомления;
- повышение психофизической реактивности.
В качестве одного из мотивов в работе с ученицей Д. предлагается рассмотреть занятие «Опушка леса и встреча с существом, которое выйдет из-за горы».
Релаксация
Тренируем брюшное дыхание.
На счёт 1 вдохнём - живот вперёд, на счёт 2 выдохнули - живот втянули.
1) Я приятно устала после прогулки и развалилась в кресле.
2) Мои веки мягко опущены.
3) Взор сведён к носу, вниз, вдоль щёк, как будто я смотрю на цифру 6, воображаемого циферблата часов.
4) Губы вялые, рот слегка приоткрыт: Кончик языка подведён к нёбу, к корням верхних зубов, как будто я произношу английский звук (t), язык мягкий, тает во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперёд, как будто я произношу звук(ы).
Свободны мышцы шеи, свободны мышцы плечевого пояса.
5) Я опускаю руки в сосуд с тёплой водой. Тепло медленно поднимается к плечам. Тепло становится в груди. Тепло доходит до самого сердца. Вся грудь наполняется приятным теплом. Мои руки становятся тёплыми и тяжёлыми.
6) Сердце бьётся ровно.
7) Передо мной маленький светящийся шарик. Он очень гладкий и тёплый. Я его легко глотаю. Он приятным теплом скользит по пищеводу, доходит до солнечного сплетения.
8) Мой живот наполняется приятным глубинным теплом.
9) Тепло скользнуло к коленям, спустилось к пальчикам ног. Пальцы на ногах расслабились.
10) И мои ноги становятся тёплыми и тяжёлыми.
11) Приятная тяжесть и тепло разливаются по всему телу
12) Мой лоб овевает тёплый ветерок.
Собственно представление образов
Представь себе, что ты идёшь по тропике леса. Приятная зелень окружает тебя, высокие деревья упираются в синее небо, поют птицы и перелетают с дерева на дерево. Прекрасные цветы слева и справа. Тропинка упирается в гору. А там за горой прячется тот, кого ты боишься. Сейчас он выйдет, и ты его увидишь. Не бойся, я поставлю перед тобой прозрачный, очень прочный пластик. И ты сможешь его рассмотреть. Ситуация для тебя абсолютно безопасная. Он выходит и приближается к пластику. Кто это? Это животное или человек, или привидение, или что-то ещё? Рассмотри его. Есть ли у него глаза? Какие они? Какого цвета? Есть ли у него рот? Какой он? Есть ли у него волосы? Руки? Ноги? Что в нём страшного? Теперь я даю тебе волшебную кисточку. Ты можешь изменить в нём всё, что тебе не нравится. Сделай его добрым, забавным. Таким, чтобы тебе хотелось с ним подружиться…. Можно мне убрать пластик? Он подходит к тебе, гладит по голове и дарит красивую коробочку. Затем он поворачивается, машет тебе рукой и уходит. Когда я досчитаю до 1 ты откроешь глаза.
Рисование и последующее обсуждение
Теперь я предлагаю взять бумагу и цветные карандаши и нарисовать того, кого ты видела. Сначала страшного, а потом доброго. Девочка рисует что-то похожее на привидение с огромными красными глазами и зубастым ртом. Затем изменённое с помощью волшебной кисточки существо. Глаза голубые, рот закрыт с доброй улыбкой, в коробочке розовое сердечко.
Положительный эффект можно зафиксировать обсуждением с ребёнком темы: «Вот теперь всё будет хорошо, потому что ты смелая, а он изменён, и тебе не надо его больше бояться - он стал добрым». В этом обсуждении важно инициативу отдать ребёнку, так , чтобы эта беседа не вылилась в рациональную терапию, убеждение. Но здесь можно применять и элементы внушения: коротко и ясно сказать: «Он (название предмета страха) слабее тебя, а ты смелая, ты его изменила и больше не боишься. Рисунок со страшным существом можно заштриховать, что символизирует клетку в которую ребёнок посадил то, чего он боится, либо уничтожить рисунок, порвав на мелкие кусочки.
Интерпретация цвета
В этой работе цвет несёт информацию.
Красный - чувство опасности, сильное эмоциональное реагирование.
Оранжевый - аффективное выплёскивание, эмоциональное реагирование, беспокойство в ситуации борьбы за жизнь.
Жёлтый - бодрый, весёлый, тенденция к интеллектуализированию, несдержанность.
Зелёный - здоровое эго, рост, новизна жизни, чувство безопасности, наличие желания доминировать, настоять на своём.
Голубой, синий- спокойствие, хорошо контролирует эмоции, холодность, дистанцирование, стремление к выходу из ситуаций.
Розовый, лиловый, сиреневый- духовный контакт, единение, эмоциональная привязанность.
Коричневый- тревожность, страх, выход из болезненной ситуации.
Белый- пустота, потеря контакта с реальностью.
Серый- подавленность, невключенность.
Чёрный- депрессия, заблокированность, обесценивание чего-либо.
Пациентка Д. охотно посещала занятия и успешно отработала все методики. Это позволило снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, научиться отвлекаться от переживаний, связанных с учёбой. В результате занятий возникают 3 основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряжённости);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления и заболеваний);
- эффект активизации (повышение психофизической реактивности).
Маме были даны рекомендации, как её дочь может получить опыт противостояния социального давления со стороны учителя и школы.
В школе происходит деление на тех, кто «наш» и кто «не наш». Существенными критериями этого «отбора» служат физическая привлекательность, одежда и происхождение. Так с раннего возраста ребёнок как бы «врастает» в нормы и правила, диктующие, как себя вести, как одеваться и сколько надо весить, каких оценок в школе надо добиваться и т. д. Эти требования исходят в первую очередь от родителей, и ребёнок может себе представить, что от него ждут. У каждого из детей есть, разумеется, страх перед тем, что придётся вести борьбу с внешним, взрослым миром, чтобы не обмануть ожиданий окружающих, и поэтому они хотят как можно дольше оставаться под защитой родителей. В таких семьях дети не могут приобрести необходимый опыт противостояния социальному давлению. Поэтому нередко бывает так, что уже взрослый молодой человек во избежание потенциальной конфронтации с обществом как можно дольше пытается играть роль ребёнка. Но успешному воплощению этого стремления может содействовать заболевание.
Таким образом, из нашей практики мы делаем вывод, что кататимное переживание образов(КПО), символдрама, метод глубоко- ориентированной терапии, известный как метод «сновидений наяву» эффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний.
Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально- образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.
Литература:
1) К.П. Догс , В.Ю.Маурер. Натуропатия и психосоматика.
2) Обухов Я. Л. Психотерапия психосоматических расстройств при помощи методов символдрамы.
3) А.Прихожан. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе.
4) Л.Москвина. Энциклопедия психологических тестов. Нейролингвистическое программирование.
5) Методический журнал для педагогов- психологов «Первое сентября»
6) Т.И.Макартычева .Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей. Коррекция девиантного поведения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.