Осокина Екатерина Анатольевна, 27.03.2012 0

Значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки


Урок музыки как урок искусства совершенно особенный, организация и проведение которого основывается не только на педагогических, но и на художественных закономерностях. Здесь, наряду с учащимися и педагогом, особым субъектом общения выступает музыка. Смысл и специфика художественно–педагогического общения на уроках музыки, по мнению В.В. Медушевсвкого, заключаются в постижении художественного «я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно–личностного контакта, диалога.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Осокина Екатерина Анатольевна
учитель музыки МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Мегион


Организация такого общения, необходимых и целесообразных на уроках музыки коммуникативных связей, прежде всего, зависит от учителя, его личностных и профессиональных качеств – среди них особое место занимает артистизм.

Сегодня в педагогике уже не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности. Но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя искусства, музыки. «В наши дни, - подчёркивает О.А. Апраксина, учитель–урокодатель должен полностью уступить место учителю-новатору, действующему не формально, а творчески целенаправленно». В музыкально-педагогической литературе довольно часто подчёркивается значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки, однако, сущность самого понятия «артистизм» при этом остаётся до конца не раскрытой. Артистизм – это такая способность, которая интегрирует в своём содержании эмоционально–экспрессивные, художественно–интеллектуальные и художественно–операциональные стороны художественно–коммуникативной деятельности и придаёт ей ярко выраженный эмоционально–эстетический характер. Другими словами, артистизм учителя музыки - это его способность вызывать у школьников аффективно–эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию и усвоению
музыкального материала.

Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой музыкально–исполнительской деятельности, в опосредованном виде данная способность пронизывает все аспекты художественно–педагогического творчества учителя музыки отражает в нём диалектическое сочетание «объективного» и «субъективного», «рационально–логического» и «художественного». Структуру артистизма как профессионально значимого качества педагога – музыканта составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
1) психофизический;
2) эмоционально–эстетический
3) художественно–логический.

В определённом отношении артистизм учителя музыки близок артистизму актёра. Это происходит, например, когда он выступает в роли исполнителя. В других случаях, его артистизм играет более опосредованную роль, возбуждая в детях психо–эстетическую потенцию, направленную на слушание музыки в грамзаписи, собственное исполнение музыки. Богатый внутренний мир личности педагога – это и искусство самовыражения, и способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Учителю музыки как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, умений учащихся.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?