Значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки
Осокина Екатерина Анатольевна
учитель музыки МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Мегион
Организация такого общения, необходимых и целесообразных на уроках музыки коммуникативных связей, прежде всего, зависит от учителя, его личностных и профессиональных качеств – среди них особое место занимает артистизм.
Сегодня в педагогике уже не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности. Но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя искусства, музыки. «В наши дни, - подчёркивает О.А. Апраксина, учитель–урокодатель должен полностью уступить место учителю-новатору, действующему не формально, а творчески целенаправленно». В музыкально-педагогической литературе довольно часто подчёркивается значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки, однако, сущность самого понятия «артистизм» при этом остаётся до конца не раскрытой. Артистизм – это такая способность, которая интегрирует в своём содержании эмоционально–экспрессивные, художественно–интеллектуальные и художественно–операциональные стороны художественно–коммуникативной деятельности и придаёт ей ярко выраженный эмоционально–эстетический характер. Другими словами, артистизм учителя музыки - это его способность вызывать у школьников аффективно–эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию и усвоению
музыкального материала.
Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой музыкально–исполнительской деятельности, в опосредованном виде данная способность пронизывает все аспекты художественно–педагогического творчества учителя музыки отражает в нём диалектическое сочетание «объективного» и «субъективного», «рационально–логического» и «художественного». Структуру артистизма как профессионально значимого качества педагога – музыканта составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
1) психофизический;
2) эмоционально–эстетический
3) художественно–логический.
В определённом отношении артистизм учителя музыки близок артистизму актёра. Это происходит, например, когда он выступает в роли исполнителя. В других случаях, его артистизм играет более опосредованную роль, возбуждая в детях психо–эстетическую потенцию, направленную на слушание музыки в грамзаписи, собственное исполнение музыки. Богатый внутренний мир личности педагога – это и искусство самовыражения, и способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Учителю музыки как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, умений учащихся.
