Главная
→ Статьи → Преподавание → Другое
Кангизер Виктория Ремуальдовна,
ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель географии
Меша Виктория Алексеевна,
ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель географии
Меша Виктория Алексеевна,
ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы
Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение интересов и потребностей. Именно семья является главной по формированию ценностных ориентаций. Так, например, А. Г. Харчев представил семью как «…малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый жизненный опыт, овладевает знаниями, способами поведения. Мировоззрение взрослых, их установки проявляются в рассуждениях и поступках детей» [2].
Родители вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, интересов, потребностей. Первые «уроки жизни» в семье – это основа нравственного воспитания, исходя из которой ребенок в дальнейшем и выбирает ориентиры в качестве руководства к действию. Соловцева И.А. утверждает, что: «Духовный климат в семье всегда оказывал влияние на развитие личности ребенка. Этот климат в определенной мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами» [3].
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения. По данным информационно-аналитического центра «Парето» систему морально-нравственных ценностей молодежи формируется под действием ряда факторов: воспитания, генетической предрасположенности, социального окружения, социально-экономической ситуации в стране и др. Сотрудникам центра важно было определить, какие из этих факторов в наибольшей степени оказывают влияние на процесс становления подростков. Было установлено, что больше всего на молодых людей в подростковом возрасте влияло воспитание (9,2% по 10-бальной шкале), семья (7,4%) и мировоззрение и ценности семьи (7,3%).
Авторами статьи было проведено исследование среди родителей детей, участников проекта «Успешное чтение» по определению значимости духовно-нравственных ценностей в современной семье (Примечание: школа, где работают авторы статьи, является экспериментальной площадкой по разработке программы духовно-нравственного развития учащихся среднего звена и участвует в проекте «УЧ» с 2010 учебного года). Была применена методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, которые разделены на 2 класса: терминальные и инструментальные [5].
К 1-ому классу относятся убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Это ценности-цели: здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь и т.д. 2-ой класс ценностей – это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Их можно определить как ценности-средства: воспитанность; жизнерадостность; исполнительность и др.
В рамках заявленной темы исследования нас интересовали такие базовые нравственные ценности как природа и искусство, а также терпимость. Им родители отвели 10-ое и 6-ое место соответственно. Учащиеся проранжировали ценности следующим образом: природа и искусство на 6-ом, терпимость на предпоследнем 13-ом месте.
Можно сделать следующие выводы:
1) Недооценка или переоценка влияния семьи на духовно-нравственное развитие может привести к негативным последствиям;
2) Так как в семье таким нравственным ценностям как искусство, литература, природа и человечество отводится незначительная роль, необходимо развивать их в рамках школьной и внешкольной деятельности.
Социологический опрос, проведенный в декабре 2011 года среди участников проекта «Успешного чтения», позволил вывить результаты, представленные в нижеследующей таблице.
Вопрос - Ответ в % от числа опрошенных:
Записались в районную библиотеку - 12
Стали чаще посещать библиотеку - 25
Стали читать научно-популярную литературу - 11
Стали читать не программные произведения - 8
Был проведен социологический опрос и по выявлению значимости духовно-нравственных ценностей среди участников и не участников проекта «Успешное чтение» в декабре 2011 года (методика М. Рокича).
Исследование позволило сделать выводы:
1) красота природы и искусства, счастье других, а также терпимость к взглядам и мнениям других как ценностная ориентация жизнедеятельности выше у участников проекта «Успешное чтение»;
2) участники проекта больше ценят уважение коллектива, ориентированы на творческую деятельность, а также у них выше показатели ориентаций воспитанности, образованности, ответственности и исполнительности.
Формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. В Концепции духовно-нравственного развития сформулированы новые цели и задачи по духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Актуализация и возможности использования духовно-нравственных ценностей в современных условиях обусловливаются тем, что образовательные учреждения в настоящее время в виде одного из институтов социума, интегрируясь в образовательное пространство современной России, поддерживают приоритет нравственно-эстетического воспитания учащихся на основе традиционных нравственных ценностей, обеспечивают преемственность этих ценностей в духовной жизни страны [1].
В настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. Необходимо отметить то обстоятельство, что именно в семье и должно происходить формирование личности ребенка[7]. Результаты работы над проектом «Успешное чтение» позволили авторам исследования сделать выводы, что у участников проекта среди терминальных ценностей таких как переживание прекрасного в природе и в искусстве, уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, развитие и совершенствование других людей, возможность творческой деятельности его народа, человечества в целом развиты больше. Инструментальные ценности хорошие манеры, дисциплинированность, широта знаний, высокая общая культура, чувство долга, умение держать свое слово, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, эффективность в делах также заметно отличаются по статистическим показателям. Дальнейшая работа над проектом позволит авторам исследования определить образовательное содержание проекта «Успешное чтение» как средстве духовно-нравственного развития учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Использованная литература
1. Данилюк А. Я. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А., Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
2. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие [Текст] / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
3. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова [Текст] // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.
Электронные ресурсы
4. Дворко С. Б. Нравственные ценности. [Электронный ресурс] / С. Б. Дворко // Сказки и притчи Станислава Дворко. Режим доступа: http://goo.gl/FSx05 , свободный.
5. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. [Электронный ресурс] / Psy-Files.ru. Режим доступа: http://goo.gl/5Wj7t, свободный.
6. Метлик И. В.Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы. [Электронный ресурс] / И. В. Метлик // Вера и Время. Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=98 , свободный
7. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. Режим доступа: http://goo.gl/sXwgz, свободный.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.