Виктория Ремуальдовна Кангизер, 29.03.2012 0

Ценностные ориентации подростков и их родителей


Статья рассказывает об исследовании по выявлению ценностных ориентаций у подростков и их родителей. Особое внимание уделено определению ценностным ориентациям среди участников проекта "Успешное чтение". Социологическое исследование проводилось по методике М. Рокича.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Кангизер Виктория Ремуальдовна,
ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель географии

Меша Виктория Алексеевна,
 ГБОУ СОШ Невского района г. Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы

Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение интересов и потребностей. Именно семья является главной по формированию ценностных ориентаций. Так, например, А. Г. Харчев представил семью как «…малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый жизненный опыт, овладевает знаниями, способами поведения. Мировоззрение взрослых, их установки проявляются в рассуждениях и поступках детей» [2].

Родители вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, интересов, потребностей. Первые «уроки жизни» в семье – это основа нравственного воспитания, исходя из которой ребенок в дальнейшем и выбирает ориентиры в качестве руководства к действию. Соловцева И.А. утверждает, что: «Духовный климат в семье всегда оказывал влияние на развитие личности ребенка. Этот климат в определенной мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами» [3].

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения. По данным информационно-аналитического центра «Парето» систему морально-нравственных ценностей молодежи формируется под действием ряда факторов: воспитания, генетической предрасположенности, социального окружения, социально-экономической ситуации в стране и др. Сотрудникам центра важно было определить, какие из этих факторов в наибольшей степени оказывают влияние на процесс становления подростков. Было установлено, что больше всего на молодых людей в подростковом возрасте влияло воспитание (9,2% по 10-бальной шкале), семья (7,4%) и мировоззрение и ценности семьи (7,3%).

Авторами статьи было проведено исследование среди родителей детей, участников проекта «Успешное чтение» по определению значимости духовно-нравственных ценностей в современной семье (Примечание: школа, где работают авторы статьи, является экспериментальной площадкой по разработке программы духовно-нравственного развития учащихся среднего звена и участвует в проекте «УЧ» с 2010 учебного года). Была применена методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, которые разделены на 2 класса: терминальные и инструментальные [5].

К 1-ому классу относятся убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Это ценности-цели: здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь и т.д. 2-ой класс ценностей – это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Их можно определить как ценности-средства: воспитанность; жизнерадостность; исполнительность и др.
В рамках заявленной темы исследования нас интересовали такие базовые нравственные ценности как природа и искусство, а также терпимость. Им родители отвели 10-ое и 6-ое место соответственно. Учащиеся проранжировали ценности следующим образом: природа и искусство на 6-ом, терпимость на предпоследнем 13-ом месте.

Можно сделать следующие выводы:
1) Недооценка или переоценка влияния семьи на духовно-нравственное развитие может привести к негативным последствиям;
2) Так как в семье таким нравственным ценностям как искусство, литература, природа и человечество отводится незначительная роль, необходимо развивать их в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Социологический опрос, проведенный в декабре 2011 года среди участников проекта «Успешного чтения», позволил вывить результаты, представленные в нижеследующей таблице.
Вопрос - Ответ в % от числа опрошенных:
Записались в районную библиотеку - 12
Стали чаще посещать библиотеку - 25
Стали читать научно-популярную литературу - 11
Стали читать не программные произведения - 8

Был проведен социологический опрос и по выявлению значимости духовно-нравственных ценностей среди участников и не участников проекта «Успешное чтение» в декабре 2011 года (методика М. Рокича).

Исследование позволило сделать выводы:
1) красота природы и искусства, счастье других, а также терпимость к взглядам и мнениям других как ценностная ориентация жизнедеятельности выше у участников проекта «Успешное чтение»;
2) участники проекта больше ценят уважение коллектива, ориентированы на творческую деятельность, а также у них выше показатели ориентаций воспитанности, образованности, ответственности и исполнительности.

Формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. В Концепции духовно-нравственного развития сформулированы новые цели и задачи по духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Актуализация и возможности использования духовно-нравственных ценностей в современных условиях обусловливаются тем, что образовательные учреждения в настоящее время в виде одного из институтов социума, интегрируясь в образовательное пространство современной России, поддерживают приоритет нравственно-эстетического воспитания учащихся на основе традиционных нравственных ценностей, обеспечивают преемственность этих ценностей в духовной жизни страны [1].

В настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. Необходимо отметить то обстоятельство, что именно в семье и должно происходить формирование личности ребенка[7]. Результаты работы над проектом «Успешное чтение» позволили авторам исследования сделать выводы, что у участников проекта среди терминальных ценностей таких как переживание прекрасного в природе и в искусстве, уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, развитие и совершенствование других людей, возможность творческой деятельности его народа, человечества в целом развиты больше. Инструментальные ценности хорошие манеры, дисциплинированность, широта знаний, высокая общая культура, чувство долга, умение держать свое слово, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, эффективность в делах также заметно отличаются по статистическим показателям. Дальнейшая работа над проектом позволит авторам исследования определить образовательное содержание проекта «Успешное чтение» как средстве духовно-нравственного развития учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Использованная литература
1. Данилюк А. Я. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А., Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
2. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие [Текст] / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
3. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова [Текст] // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

Электронные ресурсы
4. Дворко С. Б. Нравственные ценности. [Электронный ресурс] / С. Б. Дворко // Сказки и притчи Станислава Дворко. Режим доступа: http://goo.gl/FSx05 , свободный.
5. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. [Электронный ресурс] / Psy-Files.ru. Режим доступа: http://goo.gl/5Wj7t, свободный.
6. Метлик И. В.Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы. [Электронный ресурс] / И. В. Метлик // Вера и Время. Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=98 , свободный
7. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. Режим доступа: http://goo.gl/sXwgz, свободный.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?