Сафроненко Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, категория высшая.
Тезисы
1. Школьное правовое пространство – открытая, сложная, динамичная система:
- она испытывает воздействие многочисленных городских, районных, областных и общегосударственных организаций и сама влияет на них;
- она состоит из большого числа субъектов, сложно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Это – ученики, родители, учителя, школьное самоуправление, самоуправление класса, редколлегия, родительский совет и др.;
- она постоянно изменяется: какие-то компоненты и связи уходят в прошлое, какие-то претерпевают сложную эволюцию, появляется нечто абсолютно новое. Школьную газету ученики делают на компьютере, возможность дистанционного обучения значительно расширила право человека на получение образования.
2. Правовое пространство школы развивается целенаправленно. Оно работает на главную, базовую задачу школы, поставленную обществом и государством: формирование социализированной, конкурентноспособной личности.
3. Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, осуществление в полной мере всех функций школьного уполномоченного по правам человека – олбудсмена.
4. Основные направления правового воспитания в школе - это просветительство, личный пример и социальная практика.
5. Наиболее эффективным методом формирования социализированной личности является социальное проектирование, осуществляемое на основе изучения права, как отдельного школьного предмета.
6. Формирование правового пространства - процесс целенаправленный. Главное – воспитание социализированной личности.
7. Результатом работы должно стать не только повышение уровня правовой культуры, но и социальная активность, а демократические отношения станут нормой школьной жизни.
Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях. Важной особенностью таких учреждений является то, что для ребенка это пространство проб, в котором происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не всегда носящие обязательный, внешне регламентированный характер и потому обеспечивающие его развитие.
Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.
Чтобы подойти к этому вопросу с научной точки зрения, творческой группой учителей был разработан проект, направленный на создание в школе правового пространства, позволяющего не только защищать конкретного ребенка, но и формировать социально значимые качества.
Цель проекта - создать условия для овладения знаниями и навыками правовой культуры всеми учащимися. Идея проекта заключается в том, чтобы создать информационно-правовое пространство, которое явилось бы фактором развития правовой культуры школьников.
В ходе осуществления проекта перед нами встали следующие задачи: создать банк данных, исследовать уровень правовых знаний учащихся, разработать структуру пресс-центра и систему мероприятий по правам ребенка и порядке их реализации. Ресурсным обеспечением проекта явилась нормативно-правовая (Закон РФ "Об образовании", Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Устав школы); информационно-технологическая (сбор банка данных, средства мультимедиа, переписка по Интернету, правовая афиша) основы; кадровое обеспечение (психолог, социальный педагог, Уполномоченный по правам ребенка, консультации ученых). Основные положения этого проекта я сейчас и представляю.
Воспитание демократией состоит в приобретении жизненного опыта по принципам демократического, основанного на праве общества. Совокупность таких условий жизни школы и можно назвать правовым пространством школы.
Такое пространство вместе с другими образовательными пространствами (учебным, игровым, художественно-творческим, трудовым и т.п.) образуют уклад жизни школы. И такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) иногда гораздо больше влияет на становление жизненных позиций учащихся, чем нравоучения старших.
Правовое пространство можно представить как сложную, динамичную, открытую систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рассмотрим ее.
Стержнем всей системы является Устав школы, который, как Конституция, включает в себя главные нормы жизни школы. Этот документ базовый, но по решению общешкольного собрания он может быть дополнен какими-то новыми положениями, если они не противоречат Конституции. Так как школа - это маленькое государство, так же как и Россия, оно демократическое, федеративное и правовое. И, само собой разумеется, что Совет старост на основании предложений от классов принял решение, что в каждом классе может быть свой Устав, но не противоречащий вышестоящим правовым источникам. Эта затея всех увлекла, мало того - она была полезна, так как заставила ребят еще раз внимательно прочитать эти важные документы, а также понять на деле, что существует строгая иерархия источников права.
В центре системы, конечно ученики, которые взаимодействуют с учителями на уроках и вне их. Именно по их инициативе в школе возникло самоуправление. Мы не стали называть себя республикой, это звучит слишком громко. Да и вряд ли где есть действительно школьные республики. Слишком велика роль взрослых, а дети в общей массе - все-таки более или менее хорошие исполнители. Но мы создали работоспособный Совет старост. Сначала, конечно, подталкивали, теперь ребята уже работают самостоятельно. Четко определен график сборов, функции старост и других членов классного самоуправления. В Совете выделилось ядро, лидер. В этом учебном году лицей делегировал 5 человек в городской молодежный парламент. Там ребята работают в различных комитетах в зависимости от своих интересов.
В этом году начался регулярный выпуск видеогазеты «Семёрочка». В ней есть правовая страница, а также рубрика «Совет школы предлагает..». Главное направление работы Совета старост – наведение порядка в школе, соответствие поведения учащихся Уставу школы. Это одна сторона школьного правового пространства. Другая заключается в расширении права детей на образование. Администрация и учительский коллектив давно работают над этой проблемой. Сначала это выразилось в заключении договора с Новочеркасским Промышленно-Гуманитарным колледжем на создание лицейных классов по следующим профилям: юридический, экономический, лингвистический, компьютерный. Последние два года наш лицей сотрудничает с ДГТУ. У нас два профильных класса: физико- математический и гуманитарный. Ребята получили возможность выбирать профиль, строить свою образовательную траекторию. Кроме того, сегодня в школе есть возможность получить среднее специальное образование, учась в 11классе с помощью системы дистанционного обучения.
Главной целью создания правового пространства любого образовательного учреждения является воспитание социализированной личности, то есть – это процесс целенаправленный. Что в нашей школе работает на реализацию это задачи?
В первую очередь это учебный процесс. Наверное, на сегодняшний момент в нашем городе только у нас, в лицее, остались уроки права, и мы не думаем их убирать. Курс называется «Основы правовых знаний» и рассчитан на 7-9 классы. Этот учебный предмет значительно усиливает раздел «Право» в преподавании обществознания. В 10-11 классах в профильных классах есть специальные предметы. Уроки по этому предмету проводятся с использованием элементов различных современных технологий: проектной, личностно-ориентированной, «кейс-стади». Используются правовые знания и в ходе научно-исследовательской работы на уроках обществознания и истории. Например, в проект «Демографическая модернизация в контексте мира, России и провинциального города N» ребята включили предложения по активизации работы школьного олбудсмена. Так, например, они предложили создать реальную службу поддержки и защиты прав как учеников, так и учителей. Ведь сегодня ученики могут записывать на видео фрагменты уроков, но сильно возмущаются, когда снимают без их ведома (скрытой камерой) их поведение на уроке.
Это должна быть группа, состоящая из старшеклассников, учителя, родителей – во главе с уполномоченным по защите прав ребенка. Положение об этой группе может быть выработано на общем собрании учеников и учителей и утверждено на школьном совете.
То, что мы говорим на уроках, делаем во внеурочное время – все это должно находить подтверждение и продолжение в семье. Следовательно, правовой ликбез для родителей тоже необходим. Это происходит на родительских собраниях, классных и общешкольных, куда мы часто приглашаем юристов, работников ОВД, специалистов из Городской Администрации. Школа становится центром правового просвещения жителей нашего поселка. В этом учебном году мы хотим попробовать новую форму работы с родителями – это родительские Интернет-собрания. Школа уже давно имеет свой сайт, там мы размещаем не только чисто информационные материалы о своей школе, но и тексты просветительского характера: педагогика, психология, право и др. Все это говорит, что правовое пространство – это открытая система. Она испытывает воздействие со стороны родительского коллектива, и сама влияет на него. Она активно взаимодействует с городскими организациями: городской Администрацией, судом и прокуратурой, избирательной комиссией, телестудией «Лик», общественным движением «Молодая гвардия», Центром «Досуг» и др.
Работа наших учащихся в городском молодежном парламенте способствует укреплению связи школы с общественными движениями города, социализирует их, помогает им определиться в жизни. Ребята участвуют в различных городских мероприятиях, в благотворительных акциях, концертах «Нет наркотикам!». В прошлом учебном году ученица 11Б класса Чистякова Лада получила диплом 1 степени на научно-исследовательской конференции в ДГТУ за работу «Участие в молодежном общественном движении и становление личности».
Основными направлениями работы по формированию правового пространства по-прежнему остаются просветительство, социальная практика и личный пример. О первых двух направлениях уже говорилось выше, важность личного примера все понимают, но на практике это не всегда происходит. Мы, взрослые, думаем, что дети ничего не понимают, не видят, что, так как мы старше, нам больше позволено. Но в деле воспитания всегда надо начинать с себя, и мы решили: не опаздывать на уроки, всегда выполнять обещания, не курить, следить за чистотой своего рабочего стола, одежды, речи. Правовое пространство должно начинаться с равенства всех перед законом.
Изучая избирательный процесс, мы с 8 классом готовились к выборам в школе, пригласили к себе на урок председателя городской избирательной комиссии, участвовали в областной олимпиаде по избирательному праву. Говоря о праве каждого на жизнь, создали «Зеленый патруль» и проводили рейды по школе и поселку. Так этим увлеклись, что провели конкурс знаков экологической опасности, потом развесили их по поселку и пригласили местное телевидение.
На уроках права, обществознания, истории используются современные информационные технологии: в кабинете есть компьютер, интерактивная доска. Ребята делают презентации к урокам в программах POVER POINT, SMART. В работе с интернетом мы стараемся прививать правовые основы сетевой грамотности: наши программы являются лицензионными, ребят мы ориентируем на то, чтобы они не занимались плагиатом в работе над презентациями, уважали авторские права и делали ссылки на авторов работ.
На выходе старшеклассники владеют юридическими терминами и понятиями в объёме, необходимом для изучения основ права. Они ориентируются в наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного). Умеют правильно пользоваться юридической терминологией, умеют читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл. На уроках они учатся составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (доверенность, заявление, текст трудового договора, и.т.п.). Они научены правильно применять правовые знания: проектировать правомерные способы действия в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей и собственным действиям. Формируется чёткая установка на законопослушание, на осознание социальных ценностей права, как средство защиты личности и общества.
Курс «Основы права », обществоведения даёт четкое представление о том, что социальное, правовое регулирование общественных отношений, все институты государственной власти призваны осуществлять и гарантировать права и свободы человека. В целом, в ходе реализации проекта у учащихся должен повыситься не только уровень правовой культуры, но и социальная активность, а демократические отношения станут нормой школьной жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.