Царькова Татьяна Сергеевна, 13.08.2013 0

Социально-методический проект "Разноцветное детство"


Не случайно в законе о государственной молодежной политике в Волгоградской области в статье 2 ставится задача о поддержке и социальной адаптации молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе. Согласно статистике, в среднем 8 % жителей нашей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Как следствие, эти дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют затруднения в самообслуживании, общении и обучении. Любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущать свою неполноценность. В нашей школе была создана волонтерская группа «Шаг навстречу», состоящая из педагогов и обучающихся. Она поставила перед собой цель — повлиять на решение данной проблемы, хотя бы для некоторых детей организовать условия для развития, а также помочь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.


Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.

Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.

Цели проекта:

  • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте.
  • Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений города.

Задачи проекта:

  • Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
  • Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  • Вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
  • Организация для родителей консультаций специалистов.

В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей с коллективом МБОУ СОШ 1 и в дальнейшем на базе образовательного учреждения консультативного центра для родителей и детей с ОВЗ.

Этапы работы представлены ниже:

2010-11 учебный год:

1 этап

Задачи:

  1. Собрать информацию о детях с ограниченными возможностями и познакомить с этой информацией обучающихся;
  2. Определить степень осведомленности о проблемах таких детей обучающихся 7-9 классов.

Инициирование проблемы: Дети заинтересовались ситуацией в семье одноклассницы, у которой сестра является инвалидом детства.

Сбор информации: исследование актуальности проблемы с детьми, имеющими отклонения в здоровье в нашей стране и в нашем городе. Анкетирование наших обучающихся о том, что им известно о проблемах таких людей. Нам хотелось также познакомить с результатами наших исследований обучающихся.

2 этап

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с проблемами детей с ОВЗ;
  2. Создать инициативную группу детей-волонтеров, готовых оказать поддержку детям с ОВЗ.

В анкетировании приняли участие 124 человека. Анкетирование показало, что 74% обучающихся имеют очень смутное представление о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. А 57% признались, что никогда не задумывались о том, что рядом живут такие люди.

Знакомство обучающихся с проблемами детей с ОВЗ провели в форме классного часа «Дети в беде».

3 этап

Задачи:

  1. Знакомство с опытом оказания помощи детям с ОВЗ.
  2. Связаться с организациями, работающими в нашем городе с детьми с ОВЗ.

Мы сформировали группу волонтеров из учеников, отозвавшихся на чужую беду и желающих поддержать детей с ОВЗ (около 50 человек).

Теперь мы задумались о том, чем же можем помочь таким детям? Для этого мы решили познакомиться с опытом проведения подобных мероприятий и узнать о потребностях таких детей.

Оказалось, что оказывают поддержку таким детям различные организации, но не нашли информации о том, как школы сотрудничают с детьми-инвалидами. Мы узнали также, что администрация нашего города проводит мероприятия для таких детей, но сами дети с ОВЗ являются пассивными слушателями, но не участниками.

В нашем городе действуют «Общество слепых», «Общество глухих», «Общество инвалидов» и есть Волжское отделение Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде», где состоят на учете более 130 человек с крайне тяжелыми заболеваниями; дети, которые не могут обучаться в школе, а следовательно, испытывающие проблемы с интеграцией в обществе. Большую потребность в нашем внимании испытывают именно тяжело больные дети, поэтому мы начали с ними сотрудничать.

4 этап

Задачи:

  1. Выявить потребности и возможности детей, состоящих на учете в Волжском отделении Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде». Чтобы спланировать работу, мы решили изучить потребности этих детей. Обратились к председателю Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентине Васильевне для консультации. В ходе беседы выяснили, что дети в первую очередь нуждаются в общении со здоровыми сверстниками. Из-за слабой моторики им требуются упражнения и занятия, способствующие ее развитию.

Так из беседы с председателем фонда мы узнали о том, что родители детей так же нуждаются в консультациях специалистов (детского психолога, представителя пенсионного фонда, социального страхования)

5 этап, акции

Задачи:

  1. Расширение круга общения детей-инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
  4. Организация для родителей консультаций специалистов.

Акция «Разноцветное детство»

Педагоги нашей школы разработали сценарий мероприятия в форме «Вертушки». Были представлены работы секций:

  1. Музыкальная шкатулка (знакомство детей с различными музыкальными инструментами, возможность взять их в руки и «создать» оркестр, просмотр презентации о звучании инструментов).
  2. Город мастеров (изготовление тряпичных кукол-оберегов).
  3. Виртуальный город (создание блогов с целью общения через Интернет).
  4. Игры и игрушки (тестопластика).
  5. Встреча знатоков (отгадывание загадок, знание сказок, пословиц, поговорок).
  6. Весёлые старты (спортивные состязания).

Каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождал ученик-волонтёр, чтобы помогать переходить по секциям, работать в секциях. Пока дети были заняты, родителям, сопровождающим их, была предложена консультационная помощь главного специалиста отдела социальных выплат территориального Управления по г. Волжскому социальной защиты населения администрации Волгоградской области – Власовой Татьяны Вячеславовны, педагога-психолога Бурейниковой Полины Викторовны, МОУ ВИЭПП.

Также были приглашены депутаты Волжской городской думы от разных партий, которые подарили состоящим на учёте в фонде «Дети в беде» книги, пазлы, спортивный инвентарь.

3. Кроме этого, была организована выставка-продажа поделок, которые учащиеся школы сделали заранее специально для акции «Разноцветное детство», с целью сбора средств на лечение больного ребёнка. Но и сами дети-инвалиды сделали подарок школе: показали выставку работ общественного фонда «Дети в беде». Акция закончилась дружеским чаепитием.

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками;
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия)

Акция «Новогоднее поздравление»
Проводилась для тяжелобольных детей, не имеющих возможности выйти из дома. Группа волонтеров-детей в новогодних костюмах под руководством педагога представляла мини-спектакль.

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками.
  2. Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ.
  3. Создание для детей-инвалидов благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.


Акция «Международный день защиты детей»

День защиты детей. Акция проходила в виде совместной деятельности с учениками - волонтерами школы №1 с детьми из школы для слабослышащих детей

  1. концертные номера
  2. спортивные состязания «Веселые старты»
  3. инсценировка сказки.

Во время инсценировки сказки «Репка» были привлечены к исполнению ролей дети с ОВЗ.

2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
  4. Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.

Акция «Разноцветное детство»

Акция, ставшая традиционной в нашей школе. С нетерпением ее ждут и дети с ОВЗ и здоровые дети.
Совместная деятельность в виде «вертушки».

Секции:

  1. Музыкальная шкатулка.
  2. Веселые художники.
  3. Мир оригами.
  4. Виртуальный город.

 

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками;
  2. Создание для детей-инвалидов благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Акция "Новогодние поздравления"

Празднование Нового года. Была организована встреча детей волонтерами 7 класса и сопровождение их в зал. Волонтеры-обучающиеся МБОУ СОШ поставили спектакль «Новогодняя сказка». Затем дети с ОВЗ и обучающиеся школы, взявшись за руки, водили хороводы вокруг новогодней елки. Детей, которые не могли передвигаться сами, взяли на руки военнослужащие и носили их на руках вокруг елки в новогоднем хороводе. Каждый ребенок получил новогодний подарок. Проведение мероприятия спонсировали родители школы.

2012-2013 учебный год

Развитие нравственных качеств личности у обучающихся — волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия). «Тяжелобольных» детей поздравили на дому, показав новогодние инсценировки, у них дома детьми-волонтёрами в роли Снегурочки, Деда Мороза и Кота.

В процессе работы над проектом было организовано взаимодействие с другими организациями: Пенсионным фондом, Управлением социальной защиты г. Волжского, страховым фондом, ВШК — кафедрой психологии, воинской частью, партнерство с волжским отделением Волгоградского областного общественного благотворительного фонда (ВООБФ) «Дети в беде».

Каждая акция стала событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накапливается опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями, что значительно повлияло на качество проводимых акций; ввиду того, что многие дети с ОВЗ посещают встречи традиционно, то знакомство с волонтерами перерастает в дружбу. Познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, мы к выбору средств и методов стали подходить более индивидуализировано.

После встречи с детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно проведенному анкетированию (93 респондента) выявилось, что:
впервые задумались о необходимости оказания помощи и поддержки – 63%
испытали сочувствие и сострадание – 84%
выразили желание продолжать общение с целью поддержки – 46%
впервые задумались о необходимости беречь свое здоровье – 56%.

От имени родителей: "Нас переполняют чувства огромной благодарности за то, что нашим детям предоставили возможность общаться со сверстниками, подарили праздник, дали возможность хотя бы несколько часов побыть в «ином» мире. Мы с нетерпением будем ждать новых приглашений".

Коллектив школы получил благодарственное письмо от председателя Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентины Васильевны.

Опыт работы творческой группы учителей с детьми с ОВЗ был рекомендован администрацией города к распространению в других образовательных учреждениях.

Царькова Татьяна Сергеевна,
Кирсанова Людмила Борисовна,
Чикризова Елена Владимировна,
учителя МБОУ СОШ № 1 им. Ф. Г. Логинова

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Сайт: http://tsarkova.blogspot.ru/