Олег Коток, 09.07.2016 0

Размышления об образовании. Почему у нас самым умным считается тот, кто больше запомнил цифр, дат, названий, правил


В книге Стивена Гаррисона «Счастливый ребенок» затронута очень важная тема — счастье человека. И дело тут не только в образовании. Дело в окружении! В мире бизнеса есть такое правило: «Если хочешь стать успешным — окружи себя успешными людьми!». Соответственно, если хочешь стать счастливым, окружить себя нужно счастливыми людьми. Но есть ли эти самые счастливые люди в нашем окружении?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Агрессия, постоянные недовольства, занятость делами, стресс… все это мы проецируем на ребенка. Правильно ли мы поступаем? Этого мы хотим? Естественно, нет! Ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает, моделируя при этом поведение взрослых. Поэтому, в первую очередь, измениться должны мы сами — начать мыслить позитивно, глобально, и не боятся действовать!

Целостное обучение

Энциклопедичность

Я не раз слышал, что наша отечественная система образования считается одной из самых лучших в мире, так как она обеспечивает разностороннее развитие личности. Но, несмотря на это, и ей присущи недостатки. Да, то, что человек изучает классиков литературы, знает название всех стран и другие географические сведения а, также, все исторические даты и даже то что в них происходило — это, конечно, хорошо, но мы забываем один момент. Это все энциклопедические сведения! Меня всегда удивляли идеи передачи «Самый умный». Получается, с точки зрения авторов этой программы, самый умный тот, кто больше всех знает. Тот, кто больше всего запомнил разношерстной информации. Но сможет ли он воспользоваться этой информацией? Я не знаю. Обидно, что талант детей тратится, в большинстве случаев, на запоминание совершенно ненужной информации.

Яркий пример могу привести из своего студенчества. На защите одной работы был задан неожиданный вопрос — «А что такое «название_определения»?» Мне ничто не помешало приоткрыть крышку ноутбука и просто прочесть определение с Википедии. Так нужно ли уделять такое огромное внимание энциклопедичности знаний? Может, лучше уделить внимание умению им пользоваться?

Потоки знаний

Второй момент, это многопоточность, разобщенность преподаваемого материала. Зачем делить неделимое? Вот идет предмет история, и тут он двоится на «Всемирную Историю» и «Отечественную Историю», и дальше они идут параллельно, как будто совершенно никаким образом между собой не связаны. Точно таким же образом двоится и литература на родную и мировую, которая также должна быть связана с историей. Кстати, на счет истории. Такое впечатление, что идет упор просто на запоминание дат и событий, которые в эти даты происходили, а не на целостное понимание картины происходящих событий. Все процессы взаимосвязаны, и нужно понять эту взаимосвязь. Нужно понять целую картину, собрать весь паззл, а не всматриваться в одну из тысяч его частей.

Чему учит школа?

Так чему же сегодня учит школа, в том числе и высшая? В большинстве случаев, это «напичкивание» информацией, что не так уж на первый взгляд и плохо, если эта информация действительно  интересна. В лучшем случае, это умение применять эту информацию — то есть решать различные задачи и уравнения по физике и математике, писать сочинения, и смешивать разные жидкости на лабораторках по химии. Но школа не учит главному — умению мыслить!

Ведь вспомним, когда разрабатывалась система нашего образования, мы все жили в СССР. Основная цель образования в те времена была одна — подготовить качественного и ответственного работника, желательно с высоким общим культурным уровнем. Тогда, если вспомнить, была система направления на работу, так что никакой проблемы с трудоустройством, если ты закончил вуз (т.е. научился качественно выполнять свою работу), не стояло.

Сегодня же ситуация изменилась. Сегодня зачастую нужно самому себе создавать рабочее место, а наша система государственного образования этому не учит. За все время  своей учебы я не помню ни одной программы лекций по бизнесу, тайм-менеджменту, разработки бизнес-планов или правильной постановки целей. Даже то, что казалось бы непосредственно связанно с профильной специальностью — поиск заказчиков, оценка рисков, составление бизнес-планов и стратегий развитие на будущее, тоже не преподавалось и не затрагивалось. А вот решение разнообразных уравнений — это пожалуйста.

Такое впечатление, что «образованный» человек должен всего лишь тихонько делать свою часть работы и знать когда была Куликовская битва, а школьник — так тот вообще не должен ничем заниматься кроме написания диктантов. Где информация о функционировании банковской системы, с которой мы сталкиваемся каждый день? Где разборы на наглядном примере функционирования экономики страны и выяснения причин кризисов? Почему не подается информация о юридических правах человека и их защите? Специальность выбрал не ту? А, по-моему, нет! Я живу в обществе, я принимаю участие в его жизни и развитии, и я должен разбираться в этом!

Система оценок

Вот тут-то мое отношение неоднозначно. По правде, я так и не смог определится.

Когда я учился в школе в классе так третьем, родители купили видеомагнитофон и предложили мне уговор — за каждую неделю без троек — видеокассета, плюс еще по одной за каждую пятерку. Надо признать, система сработала: вскоре количество видеокассет превысило 200 штук, и договор был разорван. Я даже в школе напрокат их сдавал!

С другой стороны, бывает обратная ситуация. Один раз получил «два», второй… и человек перестает интересоваться предметом или вообще замыкается себе. Тут-то и вспоминаешь: если образование будет построено таким образом, что мотивация будет держаться на интересе к обучению, а не на оценках, то оценки вроде совсем и не нужны? Ответ на этот вопрос в глобальном масштабе я пока не рискну дать, но самому бы мне как преподавателю, действительно, хотелось бы работать в системе, где нет оценок, и дети учились бы потому, что им это интересно.

Конкуренция

Конкуренция, в принципе, это хорошо. Но не доходим ли мы до абсурда, конкурируя между собой внутри команды, когда, по идее, мы должны работать все вместе? Я считаю, что много голов, всегда лучше, чем одна. Все великие открытия в наше время совершают именно команды ученых, а не ученые-одиночки! Но почему же тогда в детском образовании мы поощряем индивидуализм, а не коллективное творчество? Рисовать каждый должен сам, задачи каждый должен решать сам, не подсказывая другим. А, может, работать в будущем ты будешь сам, выполняя всю работу в одиночку? А ведь детям так хочется порисовать вместе!

Не так давно в одном лагере я загадал известную задачу про ящики с таблетками и электронные весы на одно взвешивание двум группам. Старшие (13-14 лет) сразу взялись за ручки и листики и начали молча считать. Меня это слегка удивило. Еще удивило, что каждый считал сам для себя. Потом я, ради интереса, загадал эту же загадку младшему отряду (9-10 лет). Договорить загадку до конца было сложно — варианты решения сыпались сразу же! Потом я предложил: «Ребята, вы тут подумайте, а мне сообщите только один правильный ответ». И они тут же обрались все вместе в импровизированный круг и начали предлагать свои идеи! Некоторые из них были весьма даже оригинальными. И, я считаю, что именно таким образом, действуя сообща, и нужно решать проблемы!

Еще один пример. Представьте себе две команды из четырех человек, обеим из которых поручено сделать какой-то проект, для простоты пусть изготовить четыре табуретки. Первая команда просто решит, что каждый из них должен построить по одной табуретке самостоятельно, а вторая будет действовать сообща. Кто-то достанет дерево, кто-то начертит чертеж, кто-то предложит сделать еще и стол, а кто-то, кто умеет рисовать, раскрасит готовые табуретки. Как вы думаете, какая команда сделает работу быстрее и качественнее? Вот именно! Зачем же тогда в нашем мире применяется в основном первый принцип? А представьте, что нам нужно не четыре, а только одна табуретка? В случае конкуренции можно будет просто выбрать самого лучшего по соотношению цена / качество исполнителя!

Детское самоуправление

С этим я полностью согласен. Оно должно быть! Если школа работает для детей, то почему она не интересуется мнением этих самых детей?

Во время моей учебы в школе меня очень интересовало, почему все решения принимаются без нас? Почему все происходит за закрытыми дверями учительской? Почему нас ставят только перед фактом «На учительском собрании объявили, что…» и не интересуются нашим мнением? Почему мы не можем даже выбрать себе классного руководителя, не говоря уже о других учителях, учебной программе или внеклассных мероприятиях?

Я считаю, что приоритет в школьном самоуправлении должен быть передан детям. Пусть сами решат, какие кружки они хотят, чем и с какими преподавателями они хотят заниматься. Может кто-то захочет себя попробовать в роли диджея, а кто-то захочет сделать школьное телевидение… может, кто-то захочет перейти в другой класс или ходить на другие предметы (а свободное посещение я бы организовал в первую очередь), а кто-то вообще выдвинет такую идею, от которой будут все без ума. Каждый должен иметь право донести и воплотить свою точку зрения! Да, появится клубная музыка на переменах, и стены будут обрисованы граффити, но что в этом плохого?  В крайнем случае, им ведь все-таки здесь учится, а не нам! К детям надо прислушиваться.

Как же будет работать подобная система? В первую очередь, методом голосования. Как открытого, так и закрытого. Решения не должны приниматься за закрытыми дверями учительской. Каким должен быть цвет стен, что купить на деньги спонсоров, какую планировку и дизайн должно иметь новое кафе школы — это все те вопросы, которые должны решать дети. В эпоху интернета такие опросы (и массовые творческие задания!) можно организовать очень просто!

Во-вторых, нужно обеспечить возможность любого ученика выдвинуть свою идею и быть услышанным. Ну хочется девочкам сделать на крыше теплицу с экзотическими растениями — почему бы не выдвинуть эту идею на следующем голосовании? Затем можно будет объявить конкурс на лучшую планировку, участие в котором будут принимать импровизированные творческие группы. Творчество — это то, что ты пока еще не умеешь делать.

Живая школа

Так плавно мы подошли к идее «живой школы» — самой сути книги. Какой она должна быть?

Любой толковый студент высшего учебного заведения скажет, что в вузе главное не преподавательский состав, не его стены и аудитории и даже не программа обучения. Самое главное — это «тусовка»! Это возможность общаться со сверстниками, обсуждать интересные события, участвовать в различных проектах и конференциях, обрастать связями и т.д. Location, location, location — есть такое правило при выборе дома. Именно его и нужно применить в образовании. Стимулирующее окружение — это самое главное!

Выход из положения

Мы пришли к выводу, что образование должно быть свободным, то есть ученик сам вправе выбирать то, что ему интересно, и способ удовлетворения своих интересов. Но что делать, если кто-то из учеников вдруг заинтересуется, скажем, ядерной физикой (что похвально!) а потом, допустим, передумает и начнет увлекаться, к примеру, квантовой механикой? Где же взять талантливого вменяемого преподавателя по этому предмету, а не какого-нибудь дилетанта?

В мире разработки программного обеспечения есть такое понятие — OpenSource. То есть люди после основной работы, ради собственного удовольствия разрабатывают программное обеспечение на благо общества. На благо общества, потому что исходный код открытый, и любой желающий может внести в него свое дополнение или использовать его для своих целей. Нужно так же заметить, что кроме морального удовлетворения никакого материального вознаграждения (в большинстве случаев) эти люди не получают, и это логично, если все материальные потребности удовлетворены!

Почему бы тогда не внедрить OpenEducation — аналог OpenSource — только в мире Education? Нужно ведь всего лишь собрать людей, желающих учится, и людей, готовых безвозмездно поделится своими знаниями и опытом, и свести их вместе.

Я глубоко убежден, что найдется достаточно много талантливых педагогов, и просто мастеров своего дела, желающих сменить свой род деятельности на педагогический, с целью передать свои знания и опыт тем, кто в этом нуждается. У человека может быть желание работать «за идею», на благо общества и будущих поколений, в том числе, и безвозмездно, но только если его материальные потребности уже удовлетворены! Каждый человек хочет сделать что-то значимое, но не каждый, к сожалению, может себе это позволить. Если же основные материальные потребности удовлетворить — то найдутся и люди, желающие творить, созидать, учить, и делать этот мир лучше. «Следуй за своей мечтой, и Вселенная предоставит тебе любые ресурсы, на пути к ее достижению!».

Заключение

P.S. Так или иначе, для достижения поставленных целей, нам рано или поздно придется менять все общество. Ведь счастливого ребенка, как мы выяснили, не может быть без счастливого взрослого, и даже если мы изменим только систему образования, это неизбежно отразится на всем обществе, так как дети и есть часть этого самого общества. На мой взгляд, идеальный вариант решения, представляют собой идею технократического общества, в частности, проект «Венера», детальное описание которого имеется во второй части фильма «Дух времени», или идею романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», некоторые из замыслов которого мы можем начать воплощать прямо сейчас!

Об авторе: Коток Олег Васильевич, вожатый.

2012 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?