Поваляева Валентина Владимировна, 05.04.2010 0

Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры.

mas8321@yandex.ru

Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление.
2. Обучение.
3. Воспитание, развитие.

Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура.

Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра – естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры – радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества – важнейшие факторы оздоровления.

Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность. В 1-ых классах использую сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Она включает в себя три части: «Перебежка зверей», «Сокол и ласточки», «Лев и обезьянки». В игре дети, произнося речитативом сюжетные тексты, превращаются в зверей: в лису, зайца, волка. В зависимости от роли ученики выполняют определённые движения. Во 2-ых классах проводится игра «Мои любимые мультфильмы». Дети очень любят мультфильмы, поэтому, разрабатывая сценарий игр по известным мультфильмам, например, «Чип и Дейл», «Том и Джерри», решаю не только обучающие и развивающие, но и воспитательные задачи.

«Чип и Дейл» - два бурундука, очень ловкие и быстрые, самое главное, они дружные и помогают друг другу. Организуются пары: Чип и Дейл.

В игре дети бегают и перемещаются парами, проявляют ловкость, быстроту при перебежках, крепко держась за руки, символируя свою дружбу. В игре «Том и Джерри» дети строятся шеренгами. Игроки, стоящие в первой шеренге, – это команда Джерри (маленькие мышки): очень быстрые, проворные (по сюжету мультфильма), они ловко убегают от второй шеренги (команды Тома –хитрые коты).

Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.

Игра «На озере»

Дети в центре зала образуют «озеро» - каждый садится в свой домик.
Выбирают водяного ему, надевают бороду и небольшую корону. В руках у него светофор – красный и зеленый. Учитель показывает детям рисунок цапли. Все вместе произносят «Ходят цапельки вокруг, лапки поднимая, через кочки и пеньки весело шагая». На каждое слово учащиеся выполняют за учителем различные движения руками и ногами в положении сидя. Затем они расходятся по залу и изображают движения цапли (ходьба, высоко поднимая колени, тянуть носок, руки в стороны, следить за осанкой). Водяной поднимает красный светофор, и все цапли садятся в сои домики.

А учитель уже показывает рисунок лягушки и зачитывает следующий рефрен: «Мы лягушки, мы лягушки, мя зелененькие брюшки, по болоту прыгаем и ногами двигаем». Водяной поднимает зеленый светофор. Все дети начинают прыгать в приседе с опорой на руки и квакают. Водяной поднимает красный светофор. И все лягушки бегут в домики (прибежавший последним получает штрафное очко).

Учитель: «На озеро пришел рыбак, за спиной он нес рюкзак, а в руках у него удочка». По сигналу водяного дети бегут к гимнастическим стенкам, берут развешанные там скалки, складывают их вдвое, крутят правой рукой по кругу, перепрыгивают через них, стараясь не попасться на удочку. Учитель подсказывает ребятам, что нужно пониже опустить руку со скакалкой, и тогда удобнее будет прыгать.

Новый сигнал водяного (все действия выполняются только по сигналу). Дети вешают скакалки на гимнастические стенки и возвращаются в свои домики.
Сюжетно- ролевые игры составляю для физкультминуток. Например, игры «Солнышко», «Капитан», «Туристы», «Паучки».

Внеклассные мероприятия разрабатываю в нетрадиционной форме. Например, спортивный конкурс «Папа, мама и я спортивная семья» проводится по сюжету русских народных сказок: «Репка», «Морозко», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.

Сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам укрепляют не только тело и дух, но и знакомят с устным народным творчеством, приобщают детей к национальной культуре.
На уроках гимнастики также проводятся сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Приключения Буратино». Дети, выполняя физические упражнения в группах по станциям «На болоте у черепахи Тортиллы», «Карабас-Барабас» и др.), не только обучаются прыжкам «по кочкам», перекатам и др., но и учатся проявлять личностные качества: аккуратность и точность движений, взаимоуважение и взаимовыручку.

На уроках лыжной подготовки при обучении и закреплении навыков скольжения использую игру «Паровоз». По лыжне учитель «идёт первым вагоном», затем – ученики, хорошо владеющие навыком скольжения, и т.д. в зависимости от уровня физической подготовки детей. Во время движения ученики выполняют основное правило: не сходить «с пути». Учителем задаётся маршрут движения: объявляются станции: «Скоростная» (интенсивное движение), «Отдыхай-ка» (ожидание завершающих скольжение «вагончиков»), «Ремонтная» (оказание помощи), «Финишная». Такой подход к организации урока способствует воспитанию культуры поведения и общения, формированию таких качеств, как сопереживание, взаимная поддержка.

В моём педагогическом арсенале имеется значительное количество разработанных сценариев сюжетно-ролевых игр для начальных классов, некоторые из них напечатаны в журнале «Физкультура в школе». (№ 1, 1994 «Сказочное путешествие», № 4, 1994 «В гостях у сказки», №2, 1995 «Для физкультминуток», № 6, 1997 «Осенние праздники», № 4, 1998 «Мы в походе», № 3, 2000 «Сюжетные физкультминутки», № 4, 2008 «Сюжетный спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»).

 

 

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в воспитании младших школьников, в формировании личностных качеств.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?