На сегодня определенны виды одаренности:
- умственная;
- социальная;
- моторная;
- практическая.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее, двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Для выявления двигательной одаренности используется различные диагностики двигательной активности (тестирование, антропометрия, функциональная диагностика) и длительная идентификация во времени и разных ситуациях.
Проявления одаренности включает любые модели поведения, в которых проявляется взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности. Человек, у которого проявляется совокупность этих свойств, нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка — в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики:
- быстрое освоение деятельности и ее выполнение;
- использование новых типов деятельности;
- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- устойчивость интересов;
- упорство в достижении цели;
- широта интересов;
- анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах;
- наблюдение.
Спортивная одаренность подростков 11-15 лет
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность — совместная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты как условие и средство формирования самооценки, Я-концепции, самоактуализации. Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дают хорошие результаты.
Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение и привлекаем детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях, где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа.
Спортивная одаренность старшеклассников 16-17 лет
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференций учащихся в школе, предметных олимпиадах различного уровня.
В процессе обучения используем проектную технологию в разделе физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью по теме шейпинг, для разработки проекта индивидуальной тренировочной программы. После прохождения двухлетней программы обучения, когда учащиеся в полном объеме получат теоретические и практические знания по теме, в которую входят материалы и по здоровому образу жизни, по программе рационального питания, по принципам составления тренировочных программ, научатся основам индивидуального тестирования и тогда они осознанно подойдут к выбору средств для решения своих проблем.
Весь арсенал разнообразных физических упражнений, полученный на занятиях в 10-11 классах, пригодится им для работы над проектом.
Разумеется, реализация проектной деятельности требует много знаний сверх программы, поэтому дополнительные знания по проекту учащиеся могут получить, посещая занятия в группе спортивной аэробики, рассчитанных на период обучения в 10-11классах.
Создать личную мотивацию для работы над проектом также помогает проведение индивидуального тестирования объемов фигуры в течение двух лет, повышенного внимания к своей внешности у девушек старших классов и желания измениться в лучшую сторону. Одаренность при разработке проектов проявляется и в неординарном подборе упражнений, многие из которых дети изобретают сами, используя базовые упражнения, изученные ранее и в оформлении проектов.
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом, мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся — повышенная готовность к обучению (легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (футбол, волейбол и т.д.), определяем, какие цели и задачи являются приоритетными: обучающие, развивающие, обучающе-развивающие, развитие уже явно выраженных способностей или, напротив, недостаточно выраженных. Определить принципы обучения (дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения), определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие) и, конечно, учитывать тип образовательного учреждения.
2011 г.
Литература:
- Андреев Н.И. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань. Центр инновационных технологий.2000
- Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, молодежи // Теория и практика физической культуры. 2002 №3. - с.35
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., Воронеж,1997
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика.2001. №4 с. 30-44
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.