Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств
У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.
«Труд» считается достаточно новой образовательной отраслью, и поэтому вызывает множество вопросов у педагогов. Кроме того, их интересует, каким образом как одновременно выполнять требования СанПиНов и ФГТ, которые часто противоречат друг другу.
Разумеется, трудовое воспитание и раньше была неотъемлемой составляющей образования школьников, но в последнее время ее не выделяли в отдельную отрасль образования. Кстати, в большей части стран сам термин «труд» не применяется по отношению к детям школьного возраста, хотя они принимают активное участие по уходу за растениями, знакомятся с различными профессиями, учатся навыкам самообслуживания.
Труд в природе считался одним из приоритетных направлений и был отражен во всех образовательных программах. Он был очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формировалась ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могли сразу же увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой.
Одним из важнейших направлений, отраженных практически во всех образовательных программах, был труд в природе. Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества разных интересных методических советов по грамотной организации трудовой деятельности, как в нашей стране. При таком труде у детей формировались на только важные личностные качества, такие как бережливость, любовь к живой природе, умение обращаться с разнообразными предметами, приобретались всевозможные трудовые навыки, но самое главное – они могли своими глазами увидеть конечный результат своих трудов, к примеру, посаженные вместе с воспитателем цветы на газоне. По сути, это и можно считать реализацией требований ФГТ «воспитания ценностных отношений к собственному труду». Немаловажным является и тот факт, что детям в современном мире особенно необходимо общение с живой природой. Во многих странах сейчас приоритетным является организация среды таким образом, чтобы дети имели возможность подобного полноценного и очень интересного общения.
Но, к сожалению, на практике получается иначе: новые требования СанПиНов делают труд детей в природе почти невозможным, и теперь единственное что могут делать школьники, это поливать то, что было посажено взрослыми.
И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания.
От этого страдает и патриотическое воспитание, поскольку детям рассказывают «о земле-матушке и кормилице», но брать ее в руки категорически запрещают.
Кроме того, многих воспитателей волнует запрет на содержание аквариумов в школьных учреждениях. Забота о рыбках доступна даже малышам и очень их привлекает, к тому же аквариумы отлично помогают в психологической разгрузке и адаптации детей к школе.
Что же касается традиционного ухода за комнатными растениями, то он, к сожалению, постепенно уходит в прошлое.
Тем не менее, решить универсальные задачи, прописанные в программах и запрещенные СанПином вполне возможно, возложив их на родителей школьников. Согласно наблюдениям, многие родители недооценивают волевые способности детей, стремятся их опекать. Очень часто дети чувствуют себя беспомощными и неуверенными при возникновении трудностей в присутствии родителей.
Говоря о проблеме трудового воспитания, стоит обратить внимание на работы знаменитых отечественных педагогов, психологов и методистов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова и многие другие. К примеру, Н. Крупская во всех своих работах упоминала о необходимости привлечения детей к трудовой деятельности с самого раннего возраста и считала, что новое поколение следует воспитывать людьми, приспособленными к труду.
Как привить ребенку привычку к труду?
Чтобы достичь поставленных целей, перед педагогом ставятся следующие задачи:
- Воспитание у детей интереса к труду, самостоятельности, умение работать в коллективе.
- Формирование у детей практических и трудовых умений.
- Развитие положительных черт характера: отзывчивости, заботы, трудолюбия.
- Закрепление бережного отношения к предметам, как к результатам труда людей.
Для того, чтобы показать детям суть любого труда педагог:
- Вызывает у детей желание выполнить ту или иную работу.
- Раскрывает детям ценность, серьезность и важность труда.
- Развивает способность заранее видеть конечные результаты своих трудов.
- Обучает четкому планированию своих действий.
Решить все эти сложные задачи только с помощью вербальных методов невозможно, поскольку необходимы еще и наглядные методические примеры. Для этого с родителями проводят своеобразное собеседование и просят заполнить анкету.
Виды совместного труда детей и родителей
К сожалению, в семьях пока недостаточно развит совместный труд детей и их родителей, а он очень важен, ведь с его помощью можно удовлетворить естественную потребность детей в общении со своими родителями.
Увы, ручной труд, такой как шитье, изготовление поделок из природных материалов и т.д. распространен в семьях меньше бытового труда. Хотя детям он нравится куда больше, и выполняется с особым старанием.
Очень важно для полноценного развития личности уход за растениями и домашними животными. Подобный труд развивает как гуманные качества, такие как доброта, отзывчивость, любовь, забота, но и волевые – ответственность, самостоятельность, организованность. Подобный труд распространен и в городской, и в сельской местности. Разумеется, взрослые должны помогать ребенку в его трудовой деятельности, тем самым мотивируя его в доведении любого начатого дела до необходимых результатов.
В семье есть все условия для того, чтобы привлекать детей школьного возраста к труду, поскольку ребенок может наглядно убедиться в пользе своих действий для всех членов семьи.
Обычными мотивами труда школьников в семье служат любовь и забота по отношению к остальным членам семьи. В семейном кругу дети любят заниматься таким трудом, который почти не распространен в школах – моют и вытирают посуду, помогают готовить пищу, покупать продукты.
Организация труда в детском коллективе
Чтобы понять, на каком уровне находятся трудовые умения и навыки детей, с ними проводятся тестирования, после чего планируется дальнейшая работа. В группе создаются условия, необходимые для полноценного трудового воспитания, используются разнообразные формы организации трудовой деятельности – дежурства, труд в коллективе. Детей необходимо учить трудиться вместе, помогать и поддерживать друг друга.
При организации труда в детском коллективе педагогу необходимо выделить несколько последовательных этапов:
- распределить работу между всеми участниками;
- проследить за выполнением детьми различных заданий;
- обсудить результаты трудовой деятельности.
Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.
Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника.
По трудовому воспитанию можно посоветовать такую художественную литературу, как «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Кем быть?» М. Маяковского, «Отцовское поле» В.Н. Крупина, «А что у вас?» С. Михалкова, и др.
При ознакомлении школьников с трудом взрослых полезно применять цепочку взаимосвязей трудов людей различных профессий. К примеру, на вопрос, «откуда взялся хлеб?» ребенку можно рассказать, что те булочки, которые покупают в магазинах, это результат труда множества людей – колхозники вспахивают поля, сеют пшеницу, собирают урожай, везут на мукомольную фабрику, где зерно становится мукой, пекари из этой муки делают хлеб, грузчики загружают его в машины, везут в магазины, где их и предлагают нам продавцы. При таком подходе у детей формируются представления о том, что любой труд почетен и нужен.
Отличный эффект могут дать и музыкально-литературные концерты, спектакли, комплексные занятия.
Вообще, давно известно, что нравственное и трудовое воспитание детей реализуется гораздо успешнее, если применять оригинальные формы работы, такие как викторины, КВН, выставки, дни открытых дверей.
По опыту психологов можно отметить, что наиболее успешным трудовое воспитание может быть только при совместной работе семьи и школы.
Роль семьи в трудовом воспитании детей
Педагог должен убедить родителей, что трудовое воспитание имеет чрезвычайную важность для формирования волевых и нравственных качеств ребенка, и помочь им понять психологическую роль труда в подготовке к обучению в школе.
Для начала педагог посещает семьи воспитанников и изучает условия, созданные для домашнего труда, участвует ли ребенок в трудовой деятельности семьи, каким образом родители объясняют ребенку необходимость школьного обучения, какие трудности есть в воспитании, на чем необходимо заострить внимание в первую очередь, какую помощь родители хотели бы получить от педагогов школы. В планировании работы с родителями важную роль играют также беседы, консультации, родительские собрания, на которых все участники могут поделиться своим опытом и знаниями.
Зачастую у детей недостаточно развиты нравственные и волевые качества в силу того, что родители не могут правильно воспитать ответственность, настойчивость, самостоятельность. Типичной ошибкой является использование только словесных методов. Злоупотребление отрицательными оценками не повышает старательность и ответственность детей, а лишь ведет к негативному отношению к труду как к таковому.
К сожалению, в семьях пока еще недостаточно развит совместный труд детей и родителей, но не стоит его недооценивать, поскольку детям необходимо полноценное общение со взрослыми, которые, в свою очередь, могут держать детскую деятельность под контролем.
Как правило, согласно ответам родителей, на самом первом месте среди труда школьников в семье стоит самообслуживание, затем – уборка помещения и игрушек, а остальные виды трудовой деятельности почти не задействованы.
Шитье, вышивание, изготовление разнообразных поделок из тканей, бумаги, природных материалов и другой подобный ручной труд, к сожалению, распространен в семьях еще меньше бытового. Хотя это совершенно напрасно: занимаясь подобно деятельностью, ребенок может своим руками сделать подарки своим близким, родителям, друзьям, ровесникам из школы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем инициативности, усидчивости, настойчивости и множества других важных волевых и нравственных качеств, и черт характера.
Уход за комнатными растениями и домашними животными тоже может внести свой вклад в развитие детской трудовой деятельности. В городе у большинства семей обычно есть домашние животные и уж тем более комнатные растения. Но, увы, как правило, ухаживают за ними только взрослые, поскольку не доверяют детям, считая, что те могут испачкаться, обжечься и т.д. Но этот вид труд очень важен, он воспитывает не только гуманизм, доброту, любовь ко всему живому, но и укрепляет волю, развивает самостоятельность, ответственность за свои поступки. К тому же, подобный труд распространен повсеместно – как в городах, так и в сельской местности, и всегда служат удовлетворению потребностей не только детей, но и всех членов семьи, способствует их объединению, и, без сомнения, улучшает и укрепляет отношения.
Взрослым членам семьи тоже важно привносить в труд школьников некие нравственные мотивы, уделяя внимание, помогая, проявляя заботу, сочувствие, тем самым мотивируя ребенка на доведение абсолютно любой работы до качественного результата, а не бросать дела на полпути.
Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.
В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.
Положительным результатом проведенных работ также будет посещение воспитанников кружков типа «Умелые руки», умение вязать, вышивать, выжигать по дереву, выпиливать лобзиком и т.д.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.