Разработка современных систем оценки уровня достижений учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.
Стремительное развитие новых информационных технологий в сочетании с новыми программно-педагогическими средствами позволяет перейти к практическому использованию современных систем обучения и контроля. Существенное место в этом процессе занимают технологии компьютерной диагностики качества образования, которые в настоящий момент рассматриваются как наиболее современные и прогрессивные способы объективной диагностики знаний в современной образовательной среде.
В ходе разработки и применения новых критериев оценки результатов образовательной деятельности обучающихся и образовательных учреждений надзорным органам трудно было бы обойтись без использования передовых достижений отечественной психолого-педагогической науки, без применения современных методик тестирования обучающихся, без поддержки со стороны представителей педагогического, психологического, предметного сообществ, специалистов-практиков и экспертов.
На всех уровнях образовательной системы содержание и методы обучения планируется модернизировать на основе эффективного использования возможностей ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В настоящее время, когда ЕГЭ становится одним из основных факторов внешней оценки качества образования и, соответственно, оценки качества работы педагога и школы в целом, приобретает актуальность проблема внедрения новых внутренних оценочных механизмов в образовательную среду учебного заведения. Такие механизмы должны быть ориентированы не на «натаскивание» на ЕГЭ, чем сейчас многие стали заниматься, а на постоянное системное проведение внутреннего аудита качества обучения учащихся в соответствии со стандартами образования на всех ступенях, начиная с начальной школы.
Приоритетный национальный проект «Образование», инициированный Правительством России в 2006 году, позволил обновить материально-техническую базу образовательных учреждений, подключить все школы к сети Интернет, а развитие информационных технологий изменило взгляд общества на многие сферы деятельности, в том числе и на образование, и на сферу медиа-индустрии.
Современные электронные средства массовой информации (web-ресурсы), ставшие, во многом, «каналами информации», могут технологически использоваться, в том числе, и при организации массовой дистанционной проверки качества обучения по соответствующим контрольно-измерительным материалам (компьютерным тестам).
При разработке современных систем оценки уровня достижений учащихся можно отметить следующие моменты, которые должны присутствовать в новых оценочных механизмах качества образования:
- Независимость, открытость и прозрачность систем внутренней и внешней оценки качества образования.
- Рейтинговые публикации результатов. Информационное сопровождение результатов оценки.
- Использование возможностей сети Интернет, компьютерной техники и ИКТ.
Инструментальной оболочкой может стать универсальная тестовая система диагностики качества образования «MyTest».
Система обеспечивает автоматизацию следующих процессов: формирование тестов по заказу образовательного учреждения или преподавателя, по разработанному плану теста, компьютерное тестирование, автоматическое формирование базы данных результатов тестирования, анализ результатов тестирования, формирование требуемых отчётов.
Выводы:
- Система автоматизированной универсальной тестовой системы диагностики качества образования показала надёжность и работоспособность при проведении внутришкольного мониторинга качества обучения в соответствии с образовательными стандартами, простоту и доступность в эксплуатации в школьных условиях.
- Технология характеризуется оперативностью получения результата и его независимостью и объективностью, наличием возможности для педагога самостоятельно сформировать план теста по кодификатору тестовых заданий для соответствующей контрольной процедуры.
- Систему отличает вариативность компьютерных тестов.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.
Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Работа по формированию ИК-компетентности позволила мне повысить эффективность обучения, уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, выработать навык работы с различными источниками информации, достичь более высокого уровня интеллектуального развития и сформированности общеучебных умений и навыков.
В роли учителя информатики я чувствую на себе большую ответственность за то, насколько хорошо дети, оканчивая школу, владеют современными информационными и коммуникационными технологиями. Стараюсь делать всё, чтобы, уезжая учиться в большие города, мои ученики не чувствовали себя людьми из «глубинки», а смогли успешно продолжать обучение, жить и работать в информационном обществе.
Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.