Мягкова Наталья Петровна, 02.07.2014 0

Эссе "Сам себе воспитатель, или Как добиться успешности"

Ребячий мир… Он прост и сложен.

К познанью рвутся малыши!

Так будь же с ними осторожен

И упрекать их не спеши.

Не лезь в те маленькие тайны,

Что им положено хранить,

Иначе ты порвешь случайно

Доверия и дружбы нить.

С. Михалков [1]


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Школа очень похожа на театр. Согласитесь, что это написано о нас: «Надо уметь свободно жить под контролем тысячи глаз. Надо уметь слышать звуки вокруг и как бы ни слышать их. Надо знать, когда аудитории следует дать паузу-передышку и с какого слова начать новое наступление. Надо не ошибиться в том, какую долю собственной усталости или, напротив, подъема можно включить в сценическое действие, усилив его таким образом. Надо точно знать, когда и как кончить выступление и уйти так, чтобы это был уход с победой, чтобы и по дороге домой собственное поведение на сцене не раскручивалось в голове мучительной кинолентой, на которой видны все ошибки. Надо на каждое выступление (а для нас на урок!) идти как на экзамен или на бой – предстоит убеждать, подчинять, заставлять верить …» (Н. Крымова, Владимир Яхонтов) [2].

Когда я перечитываю эти слова, то думаю, что в них заключена целая программа для современного учителя. Но как не просто переживать школьный день по этой программе, ведь наша учительская жизнь не расписана никакими сценариями и полна неожиданностей. Не растеряться, не потерять себя в этих неожиданностях, особенно если они связаны с поступками детей, не вписывающимися в рамки общепринятого, - это, пожалуй, одно из трудных испытаний, выпавших на педагогическую долю. Как много этих испытаний в самом начале нашей работы. Сохранить достоинство – и свое и ребячье – это значит сделать шаг навстречу себе как учителю. Пожалуй. Больше ни одна из сфер нашей деятельности не требует от нас такого искусства владения собой, как общение с детьми. Наш талант, наше мастерство начинается с этого искусства.

Очень хорошо по этому поводу высказался поэт Евгений Евтушенко:

Должны мы бороться
за детские души,
должны,
должны…
Но что, если под поучительской чушью
в нас нету души?
Но прежде чем лезть с поучительством грозным
и рваться в бои
за детские души -
пора бы нам, взрослым,
очистить свои… [3]

Да, есть над, чем подумать. Ведь в общении с ребенком самое главное не потерять доверие. Наше мастерство – в режиссуре педагогического действия, в лове нашем. А еще в том, все делать вовремя. Всему свой черед: не растет трава на другой день после посева, но если не посеешь вовремя – не взойдет и вовсе. Не нам ли адресованы слова Нодара Думбадзе: «Добру, как всему подлинно прекрасному, надо учиться вовремя» [4].

Мне кажется, что многое в нашей работе сродни работе врача. Кто, как ни педагог способен помочь ребенку восстановить душевную гармонию, либо ее развить. Нам совершенно необходим дар глубокого сочувствия ребенку, именно он является одним из свойств учительского характера.

Хорошо бы нам сделать так, чтобы для нас самих и для детей школа стала счастливым домом, счастливой средой обитания. Конечно, это очень сложно, но это возможно при одном условии: ответственность каждого педагога за судьбу школы, бережное отношение к традициям, понимание того, что дело может строиться десятилетиями, а разрушиться в один день, от человеческой непорядочности, от незначительного пренебрежения своим долгом.

Педагог – это человек, который должен уметь, или, по крайней мере, учиться ощущать праздничность жизни. Конечно, это дар (а это истинный дар!) не имеет ничего общего с «розовыми очками», с залихватским оптимизмом. Это ведь тоже, согласитесь особый талант – жажда каждодневных впечатлений, дающих пищу уму, воображению, чувству. Без этого учитель не сможет задеть своих учеников эмоционально, встревожить. А по-настоящему «встревоживает», объединяет только диалог, а еще – совместный поиск истины, жизненной и научной. Когда это удается, школа становится настоящим Универститетом, ее не забывают до конца дней.

А мы? Наши монологи на уроках, классных часах, собраниях… Вот они направления поиска, перестройки нашей деятельности. Вот оно – творчество, мастерство, предполагающее сотрудничество и ответственность каждого за общее дело.

Г. Гейне, говоря о причастности поэта к проблемам человечества, очень тонко подметил, что в расколотом мире, разорванном мире «великая мировая трещина проходит через сердце поэта»[5]. Сегодня, мне кажется, мировые трещины проходят через сердца педагогов. Поэтому сегодня очень важно не отгораживаться от главных проблем времени, не успеем оглянуться, как наша инертность станет идеологией наших воспитанников. А та часть учеников, которая выберет себе иные нравственные ценности, разуверится в нас. А что может быть страшнее духовной разобщенности учителя и ученика?

Так от чего нам стоит отказаться и что включить в свой, особый кодекс чести учителя? Размышляя над этим, я не могу не привести слова М. Цветаевой: «Я думаю, что худшая болезнь души – корысть. И страх. Корысть и страх» [6]. Лишь об одной корысти мы можем помышлять, о той, что составляет высшую доблесть педагогического труда, - помочь ученику стать талантливее своего учителя. Зададим себе вопрос и постараемся честно на него ответить: «Многим ли своим воспитанникам мы помогли стать совершеннее, способнее, смелее? И многих ли уберегли от коррозии души и чувств?» В ответе, беспристрастном и объективном выносим себе и приговор, и даем право на надежду – остаться в своих учениках и вместе с ними. И это право не разделяется по рангу служебной лестницы, это право едино для всех, кто стал педагогом по душевному призванию. Как важно понять и принять как внутреннюю установку, что педагогика это не просто профессия, это состояние духа, которое не допускает творческой окаменелости, равнодушия.

Время выбрало нас, зажигать души-свечи.

Список литературы

1.С.В. Михалков Раздумье

2. Крымова Н. Владимир Яхонтов. - М.: Искусство, 1978. –130 с.

3. Е.Евтушенко Фуку

4.http.//nodardumbadze.ge

5. Прага, 1969.- письмо №126

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Мягкова Наталья Петровна, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №1 г. Калининграда

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?