Бурлакова Светлана Адамовна, 29.06.2012 0

Эссе «Организация методической работы в школе как одна из составляющих взаимодействия заместителя директора и педагога»

А как и когда он начинается для заместителя директора? Для меня так начинается каждый день в году. Проблемы, которые возникают ежедневно и их решение, и есть та составляющая, которая позволяет школе работать, развиваться и двигаться вперед. Нельзя категорично выступать с заявлениями «плохо» или «хорошо» работает учитель, основываясь лишь на субъективном мнении. Как организовать работу с педагогами так, чтобы каждый из них сработал в соответствии с концепцией развития школы по организации личностно-ориентированного обучения и воспитания?

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Бурлакова Светлана Адамовна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №218» г. Заречный

И снова в позолоте тополя… Так начинается первый учебный день в году для школьников. А как и когда он начинается для педагогов? Для большинства учителей он начинается, как только они переступают порог школы после летнего отпуска. А как и когда он начинается для заместителя директора? Для меня так начинается каждый день в году. Проблемы, которые возникают ежедневно и их решение, и есть та составляющая, которая позволяет школе работать, развиваться и двигаться вперед. Для большинства со стороны выстраивание работы всей школы кажется умением администрации предвидеть подводные камни образовательного процесса и вовремя попасть в нужное русло реки. На самом деле это процесс большого и кропотливого труда, глубокого анализа работы школы, видение перспектив ее развития и акцентуализация сильных сторон. Работа с обучающимися и родителями составляющая часть всей моей деятельности. Ощущение того, что ты знаешь всех детей в школе, родителей, их проблемы, придает сил для работы с педагогами. Ведь каждый учитель – это особый мир, который требует к себе особенного отношения. Понимая, сколько внутренней энергии тратит учитель на качественную подготовку к урокам, на работу с детьми, родителями, стараюсь выстроить свою работу таким образом, чтобы каждый из них чувствовал себя нужным и защищенным. Поэтому взаимодействие с педагогами разнопланово, начиная от организации методической работы до личного человеческого понимания и поддержки.

Ежегодно, планируя деятельность по организации методической работы, я, как заместитель директора по учебно-воспитательной работе, провожу глубокий анализ методической работы школы в целом и каждого педагога в отдельности. Нельзя категорично выступать с заявлениями «плохо» или «хорошо» работает учитель, основываясь лишь на субъективном мнении. Поэтому необходима система взаимодействия администратора с педагогом, ведение мониторинга деятельности педагога. Например, работая в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, сложно говорить о высоком уровне результатов государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. Но профессионализм педагогов и заключается в формировании базовых универсальных учебных действий, воспитании личности способной интегрироваться в современное общество, принимать ответственные решения, быть достойным гражданином своей страны. Как организовать работу с педагогами так, чтобы каждый из них сработал в соответствии с концепцией развития школы по организации личностно-ориентированного обучения и воспитания?

По результатам наблюдения, посещения уроков, анкетирования родителей и учащихся, самоанализа весь педагогический коллектив делим на три группы, с которыми работа ведется по разным «векторам» развития личности педагога: традиционная, развивающаяся, продвинутая.

Группа: традиционная.
Характеристика:
• Отсутствие желания к самообразованию;
• Испытывают трудности в анализе своей деятельности и деятельности учащихся;
• Тяготеют к традиционной системе подачи материала;
• При учете индивидуальных особенностей учащихся все-таки строят субъект-объектные отношения;
• Низкие организаторские способности;
• Отсутствие, как правило, творческого начала личности.
Направления работы:
• Проведение сравнительных анализов уроков с показом заходов личностно-ориентированного подхода в образовании;
• Организация взаимопосещения уроков, с последующим анализом педагогом данной группы;
• Привлечение к участия в постоянно действующих семинарах в школе;
• Работа с психологом по развитию креативности личности.

Группа: развивающаяся.
Характеристика:
• Тяготеют к традиционной системе подачи материала, но включают в урок коррекционно-развивающие задания;
• Учитывают индивидуальные особенности учащихся, выстраивая субъект-субъектные отношения;
• Желают участвовать в инновационной работе, но не могут (по разным причинам);
• Готовы к самоанализу деятельности.
Направления работы:
• Работа по повышению методической грамотности в организации урока, проведении анализа и самоанализа урока;
• Составление конспектов уроков и внеклассных мероприятий для участия в конкурсах профессионального мастерства;
• Привлечение к организации постоянно действующих семинаров в школе и работе творческих групп.

Группа: продвинутая.
Характеристика:
• Выстраивают уроки в соответствии с личностно-ориентированной технологией;
• Используют нетрадиционные методы организации урока;
• Используют информационно-коммуникационные технологии;
• Выстраивают отношения:
• учитель ↔ ученик;
• Создают ситуацию успеха;
• Способны к анализу и самоанализу;
• Потребность к самообразованию;
• Креативность личности.
Направления работы:
• Проведение исследовательской работы по направлению методической цели педагога;
• Подготовка аналитических материалов для участия в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях;
• Организуют постоянно действующие консультации по использованию информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий;
• Участвуют в работе методического совета школы;
• Работают в системе наставничества.

Группы не являются строго ограниченными, в течение времени происходит движение педагогов в сторону повышения профессионального мастерства. По статистическим данным школы к первой группе относятся 12% учителей, ко второй – 58% учителей, к продвинутой – 34% учителей. Повышение требований к системе оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений привело к повышению эффективности взаимодействия заместителя директора и педагога, усилению методической работы школы, активизации педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях, совершенствованию информационно-коммуникационной и профессиональной компетентности учителя.

Малая часть большой внутренней эмоциональной работы по созданию комфортных условий для работы педагогов в школе, в моей школе.
И снова в позолоте тополя…

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?