Анохина Любовь Александровна,
29.06.2012 0
Эссе "Механизмы создания условий для непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования педагогов"
Анохина Любовь Александровна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области «Гимназия №3»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области «Гимназия №3»
Механизмы создания условий для непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования педагогов
От профессионализма педагога зависит не только его личная успешность, но и статус образовательного учреждения в частности и образовательной системы государства в целом. Мысль о том, что ключевым звеном всех реформ, изменений, перестроек, новшеств системы образования является учитель, не вызывает сомнений. Поэтому логично, что вопрос профессионального роста педагога в настоящее время рассматривается на разных уровнях. Мы не станем разделять понятия профессионального и личностного роста, памятуя о том, что педагогические знания и умения со временем превращаются в качества личности, и наоборот.
Методическая работа в нашей гимназии сталкивается с проблемами, характерными для многих образовательных учреждений. Загруженность, усталость, «профессиональное выгорание», падение общественного авторитета педагогов в социуме – причины, затрудняющие и затормаживающие методическую работу в школе.
Ну как не согласиться с едкой эпиграммой Е.А. Ямбурга:
Он и тьютор и фасилитатор,
И модератор наших дней.
А, если проще, он – вибратор
Педагогических затей.
И модератор наших дней.
А, если проще, он – вибратор
Педагогических затей.
М.М.Поташник определяет критерии оценки эффективности методической работы: критерий результативности; критерий рациональности расходования времени; критерий стимулирующей роли методической работы [1].
Как достичь высокого уровня эффективности по каждому из критериев? Полагаем, что в первую очередь пора перестать воспринимать методическую работу только лишь как систему мероприятий на уровне школы, города, региона. Будем откровенны, если бы не аттестация, подавляющее число педагогов не приняли бы участие ни в одной конференции, ни в одном семинаре, не тратили бы время и силы на «обобщение, представление и распространение опыта».
Методическая работа – это не событие, не мероприятие, – это процесс. Непрерывное движение, в основе своей имеющее научную организацию.
Для достижения эффективности управления методической работой в гимназии проводится диагностика профессионализма, творческого потенциала педагогов, что позволяет определить существующие проблемные зоны, внутренние противоречия, профессиональную самооценку членов педагогического коллектива.
Основываясь на результатах диагностических исследований, мы пришли к выводу, что организация непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования учителя является приоритетным для нас направлением.
В основу повышения культуры профессионального самосовершенствования нами был положен метод совместного управленческого заказа, разработанный А.А. Яруловым, научным руководителем сетевой экспериментальной площадки МПГУ на базе гимназии по теме «Акме-ориентированная система оценки и повышения качества педагогического труда». Нами была произведена его модификация и осуществлен переход на «Индивидуальную программу профессионального самосовершенствования» - фактически план работы для каждого педагога на год, с возможностью отмечать результативность, рефлексировать, корректировать свою деятельность. Профессиональное самосовершенствование учителя – сфера, наиболее сложно поддающаяся планированию, анализу и контролю. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда педагог не очень ясно представляет себе, какую работу ему следует провести в этом учебном году. Поэтому идея разработки и создания некоего единого документа, плана – задания, оптимизирующего деятельности педагога, является очень своевременной.
На основе разработанных индивидуальных программах планируется работа методических объединений учителей-предметников, творческих групп, участие педагогов в семинарах, конференциях, осуществляется повышение квалификации педагогических кадров. Определяется потребность педагогов в той или иной методической помощи, возможности каждого принять посильное участие в методической, исследовательской, экспериментальной работе образовательного учреждения.
На первом этапе большинство педагогов испытывали затруднения с формулировкой самозаказа, с постановкой реальных целей и задач. Возникали расхождения между административным заказом, самозаказом и реальными потребностями гимназии и педагогов. Со временем эти трудности устраняются, программа корректируется.
Ни одно образовательное учреждение не может выстроить свою работу вне пространства города (муниципалитета). И очень хорошо, когда тщательно спланированная, спрогнозированная методическая работа в школе является частью методической работы на уровне муниципального учебно-методического центра.
Следует отметить, что выстраиваемая нами система научно-методического о руководства профессионально-личностным ростом педагогов обретает уровненный характер:
– на уровне педагога: индивидуальная программа профессионально-личностного самосовершенствования;
– на уровне педагогического коллектива: творческие группы, экспериментально-внедренческие группы, работа методических объединений учителей – предметников;
– на уровне образовательного учреждения: школа педагога-технолога, сетевая экспериментальная площадка Московского педагогического государственного университета на базе гимназии, педагогические чтения гимназии.
Таким образом, удается уйти от практики пустых мероприятий, не связанных между собой, не имеющих четких целей и оснований.
Все это приводит к тому, что медленно, но верно меняется отношение учителя к методической работе как к пути профессионально-личностного самосовершенствования. В этом мы видим и основной результат, и цель деятельности.
Список литературы
1. М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011. – 448с.
2. «Менеджмент в управлении школой» Ред. Т. М. Шамова. – М: NB–Магистр, 1992. – 232 с.
3. А.А. Ярулов. Технология управления образовательным взаимодействием в условиях современной школы. Методическое пособие// Ж. «Управление образованием» №4, М. – 2010. – 128 с.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.