Некоторое количество лет назад одна моя хорошая знакомая, учитель начальных классов в третьем поколении, готовила своего сына к школе: учила его читать, писать, считать. Ребенок не рвался к знаниям, прятал учебники и тетради, ругался с мамой, даже плакал — мама нервничала, не только убеждала, но и наказывала, настаивая на регулярных занятиях. Настойчивость взрослого преодолела сопротивление малыша, и в школу мальчик пошел подготовленным по всем основным предметам. Наблюдавшие это со стороны ужасались (как непедагогично!) Но и старт был успешным, и дальнейшее обучение. Мама следила за выполнением домашних заданий до выпускного класса. И мальчик, кстати, вырос чудесный… Мама, принуждающая ребенка учиться, — это тиран?
…Сидит на уроке русского языка мальчик без тетради (соответственно, без домашнего задания), письменных принадлежностей, учебника. Речь не ведется о неблагополучной или необеспеченной семье — ребенок не носит ничего из необходимого на уроке просто потому, что родители не считают возможным заставлять его делать что-либо, если он заявляет, что не хочет. Мама, имеющая высшее образование, говорит: «Нельзя давить на личность». А сын не демонстрирует интереса ни к одному из школьных предметов. Этот мальчик — свободная личность. Но развитая ли?
Современная педагогическая наука делает упор не на освоение суммы знаний, а на обучение умению учиться. Предлагается масса инструментов для повышения интереса ребенка к самому процессу познания мира: интерактивные уроки, дистанционное образование, обучающие игры, проектно-исследовательские методики. Одновременно с этим осуждаются заучивание наизусть правил и стихотворений, многократное воспроизведение словарных слов, контроль за техникой письма и чтения как механические, насильственные способы обучения. Что же получаем в итоге? В итоге — дети, неразборчиво пишущие и невнятно читающие, излагающие правила «как поняли», не владеющие терминологией, не чувствующие причинно-следственных связей… Учитель, требующий воспроизведения, — ретроград?
Передовые методы рассчитаны на высокую сознательность ученика. Почему-то предполагается эта сознательность врожденная. Однако жизнь убеждает, что для успешного учения необходимо приложить немалые усилия. Жаждет ли ребенок по утрам вылезать из теплой постели, часами осваивать трудные науки, а не бегать-прыгать? Хочется ли ему готовить домашние задания? Возможно ли без применения силовых методов воздействия внушить растущему организму потребность ежедневно преодолевать себя?
Рискую навлечь на себя гнев поборников развивающего обучения, однако утверждаю, что насилие — один из двигателей прогресса. Там, где нет принуждения, не может быть прочных знаний, умений и навыков. Разумное насилие в вопросах образования — необходимость. Строгость в вопросах образования, систематический контроль побуждают сознательность, ответственность, востребованные не только в детстве, но и во взрослой жизни.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.