Самоанализ урока по физике: образец, примеры и план написания самоанализа

Урок — маленькая клеточка учебного процесса. В нем отображаются все его составляющие. Если не вся, то большая часть школьной педагогики сконцентрирована в уроке. Эффективность усвоения учебного материала  учениками зависит от правильной организации деятельности учителя и школьников во время занятия. Самоанализ урока физики позволяет узнать, что дал урок для развития личности ученика, для формирования его интеллекта, чувств, воли и характера. Читать далее >>>


Самоанализ урока по физике: образец, примеры и план написания самоанализа

Урок — маленькая клеточка учебного процесса. В нем отображаются все его составляющие. Если не вся, то большая часть школьной педагогики сконцентрирована в уроке. Эффективность усвоения учебного материала  учениками зависит от правильной организации деятельности учителя и школьников во время занятия. Самоанализ урока физики позволяет узнать, что дал урок для развития личности ученика, для формирования его интеллекта, чувств, воли и характера.

Примерные схемы самоанализа урока физки

Вариант №1

Делая самоанализ урока по физике, целесообразно ответить на такие вопросы:

  • В какой мере были учтены реальные учебные возможности учеников во время планирования и проведения урока?
  • Какое место занимает занятие в теме, разделе? Как оно связано с предыдущим и последующим занятием? В чем специфика урока, его тип?
  • Цель урока (общеобразовательная, воспитательная, развивающая). Какая была между ними связь? Какие задания были главными? Какие возможности класса, отдельных групп школьников были учтены в этих заданиях?
  • Почему выбранная структура урока была рациональной для достижения цели? Правильно ли было отведено время для опроса школьников, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания? Было ли разумным распределение времени между этапами урока?
  • На каких идеях, фактах, законах делался главный акцент на уроке и почему?
  • Каким было сочетание методов обучения? Насколько обоснован выбор методов обучения?
  • Какое было выбрано сочетание форм обучения для усвоения нового материала и почему? Необходим ли на данном уроке дифференцированный подход к школьникам?
  • Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В какой форме и какими методами он проводился?
  • Что именно помогло обеспечить работоспособность учеников на протяжении всего урока?
  • Как удалось рационально использовать время, предупредить переутомление детей?
  • Как на уроке поддерживался хороший психологический микроклимат?
  • Удалось ли в полной мере реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему?

Вариант самоанализа №2

  • Отвечает ли мой урок программе?
  • Насколько правильно были определены и решены обучающие, воспитательные и развивающие задания?
  • Оптимальным ли было содержание урока? Насколько оно отвечало поставленным заданиям?
  • Что было основным, самым важным на занятии? Сумела ли я акцентировать внимание детей на его изучении?
  • Удачно ли была выбрана структура урока? Как была организована рабата по формированию основных умений, навыков, интересов школьников? Как осуществлялись внутрипредметные и междупредметные связи?
  • Использованные на уроке методы и средства обучения? Был ли удачным их выбор и сочетание?
  • Какие формы обучения (массовые, групповые, индивидуальные) доминировали на занятии? Оправдал ли себя на практике такой их выбор и сочетание?
  • Объективным ли было оценивание знаний учеников? Оно отвечало нормам оценивания?
  • Правильно ли был проведен инструктаж, определялись объем и сложность домашнего задания? Оно было дифференцированным?
  • Что было лишним в моей деятельности и действиях школьников?

Какова роль самоанализа?

Аргументы «за» самоанализ урока физики:

  • Без глубокого осознания своих ошибок невозможно надеяться на профессиональный рост педагога, развитие его потенциальных возможностей. Самоанализ рассматривается как универсальный способ погружения учителя в ситуацию, которая подтолкнет его к саморазвитию.
  • Учитель — ранимая, творческая личность. Возможность оценить свою деятельность избавит его от чрезмерных тревог и переживаний.
  • Улучшение качества работы не произойдет только в результате ознакомления с передовым педагогическим опытом и достижениями науки. Педагог должен четко понимать свою работу и свои трудности.
  • Самоанализ позволит учителю воспринимать себя полноценным и полноправным автором своих разработок.
  • Оценивание и коррекция работы — страховка от снижения качества обучения и воспитания школьников.

Развивать у педагогов умение правильно проводить самоанализ урока по физике просто необходимо.