Самоанализ урока географии: образцы и рекомендации как оценить проведенный урок?
Умение оценить свой урок — обязательное умение для современного педагога. Это не просто требование руководства, а существенная помощь в работе, которая позволит совершенствовать свое педагогическое мастерство. Разрешается проводить самоанализ урока географии по ФГОС в любой форме, которую учитель считает нужной. Существуют разные виды и схемы самоанализа урока. Читать далее >>>
Представлен самоанализ урока, проведенного в 8-м классе. Тема урока "Равнина". Самоанализ представлен в виде алгоритма, используя этот шаблон, можно написать подобный анализ для любого урока.
Самоанализ урока географии: образцы и рекомендации как оценить проведенный урок?
Умение оценить свой урок — обязательное умение для современного педагога. Это не просто требование руководства, а существенная помощь в работе, которая позволит совершенствовать свое педагогическое мастерство. Разрешается проводить самоанализ урока географии по ФГОС в любой форме, которую учитель считает нужной. Существуют разные виды и схемы самоанализа урока.
Самоанализ урока географии
В современной педагогике выделяют такие формы самоанализа урока:
- Оценочный. Предполагает общее оценивание занятия. Акцентируется внимание на учебно-воспитательной функции. Делается вывод о том, как была решена образовательная, воспитательная и развивающая задача.
- Структурный. Выделяются и оцениваются главные структуры занятия. Делается вывод об их целесообразности: было ли обеспечено развитие познавательных способностей детей?
- Системный. Урок рассматривается как единая система с точки зрения решения основной дидактической цели. Одновременно учитывается способ решения развивающих заданий занятия. Было ли обеспечено формирование знаний, умений и навыков на должном уровне?
- Полный. Аспектный самоанализ урока географии по ФГОС, который включает оценивание реализации целей урока. Полностью характеризуется содержание и виды обучающей деятельности школьников по таким параметрам: уровень усвоения детьми новых знаний, их развитие, способы умственной деятельности. Оговаривается, как были реализованы дидактические принципы. Какой была результативность занятия?
- Структурно-временной. Выделяются все этапы урока. Оценивается эффективность использования времени на каждом из них.
- Комбинированный. Сочетание оценивания основной дидактической задачи занятия и его структурных элементов.
- Психологический. Изучается выполнение психологических требований к уроку. Как обеспечивалась познавательная деятельность детей?
- Дидактический. Анализируются главные категории дидактики. Как были реализованы принципы дидактики? Как отбирались методы работы, приемы и средства обучения?
- Аспектный. Выбирается какая-либо сторона или отдельная цель занятия. Она рассматривается, детально изучается с определенной точки зрения, учитывая результаты деятельности школьников.
Оцениваются такие аспекты урока (примеры):
- Как учитель реализовал триединую цель урока?
- Как педагог использовал развивающие методы?
- Каким способом активизируется познавательная деятельность детей?
- Как было организовано проблемное обучение?
Самоанализ урока: шаблон и клише
Фразы, которые можно использовать при самоанализе урока географии:
- Этот урок проходил в … классе, в котором учится … детей.
- Ребята имеют неплохую подготовку: на занятии активны, оперируют терминами.
- Если говорить о месте урока в теме, то это…
- В рамках этого занятия надо было…
- Выбранный тип урока — …
- Образовательная задача урока — обобщить и систематизировать знания школьников о…
- Научить основным подходам к…
- Развивающая цель занятия — вырабатывать умение задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, работать в паре (группе).
- Воспитательная задача урока — продолжать формировать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность при общении.
- В структуре урока можно выделить такие этапы…
- На занятии применялись следующие обучающие методы…
- Были использованы такие приемы…
- Активность занятия была на удовлетворительном уровне. Она была обусловлена соответствием структуры урока, его содержания и методики обучения выбранному типу урока и возрастным особенностям детей.
- Все, что планировалось, школьники усвоили.
- Урок достиг поставленной цели.
- Результат — оптимальный.
- Работоспособность учеников обеспечивалась за счет…
- На занятии особо хорошо были воплощены…
- Не получилось (не совсем получилось)… Это произошло, потому что…
Современный учитель обязан аргументировать все свои действия, в том числе и на отдельно взятом уроке. Грамотный самоанализ урока географии по ФГОС — показатель профессионализма педагога.