Ксения Елистратова, 01.07.2015 6

Эссе "Почем новые ФГОС для учительствующего народа?"


С 1 сентября началась апробация нового федерального государственного образовательного стандарта для старшеклассников. Ничего хорошего из рук нашего Минобрнауки ждать не приходилось во все времена. Впрочем, благодаря, открытому письму министру образования и науки от Сергея Волкова, известного московского учителя русского языка и литературы и по совместительству главного редактора журнала «Литература», а также активной позиции нашей общественности, стандарт все-таки освободили от ряда сомнительных положений, которые содержались в его проекте, а-ля освобождения старшеклассников от обязательного изучения литературы, русского языка, истории и математики. 


Обсудить статью (уже 6 коммент.) Опубликовать свой материал

Как нас учат книги, друзья, эпоха:
завтра не может быть также плохо,
как вчера, и слово сие писати
в tempi следует нам passati.

Иосиф Бродский «Песня невинности, она же — опыта»

 

С 1 сентября началась апробация нового федерального государственного образовательного стандарта для старшеклассников. Ничего хорошего из рук нашего Минобрнауки ждать не приходилось во все времена. Впрочем, благодаря, открытому письму министру образования и науки от Сергея Волкова, известного московского учителя русского языка и литературы и по совместительству главного редактора журнала «Литература», а также активной позиции нашей общественности, стандарт все-таки освободили от ряда сомнительных положений, которые содержались в его проекте, а-ля освобождения старшеклассников от обязательного изучения литературы, русского языка, истории и математики.

Все-таки государство задумалось и согласилось, что ни с какой точки зрения ему не выгодно объявлять предметом по выбору ту же историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, что совершенно противоестественно отказываться от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, формирующей ту личность, о которой так складно и торжественно повествует новый стандарт.

Но в сущности, идея-то правильная — переход от наполнения детей знаниями к обучению их тому, как эти знания добыть и применить. Наша система образования с советских времен гордится тем, что ребята много знают. Но проблема в том, что те же самые ребята просто не понимают, как эти знания «приложить» к реальной жизни. Безусловно, нужно научить школьника самому решать, какие предметы ему нужны, а какие не очень. Однако стандарт — это только paroles, paroles, paroles… В новом стандарте перечислены только навыки, умения. А уж как и на основе чего их формировать — стандарту неважно.

Учитель литературы обязан научить ребенка читать чужой текст и понимать его. Соответственно, делать это он может и посредством «нашего всего» (Александра Сергеевича), а может и — посредством Людмилы Улицкой. Выбор есть. И сначала — это было хорошо (для государства), а потом вдруг оказалось плохо: государство стало небезразлично, что дети прочтут в школе и под каким углом зрения. И слава богу, потому что для культуры важен некий общий корпус произведений, без которых нельзя обойтись. Ты хочешь или не хочешь, но должен прочесть «А», «Б» и «В» и еще «Д», если говоришь по-русски. Это хорошо. Но плохо другое: серьезные дяденьки из департаментов и управлений начинают требовать с учителей расписывать еще в августе программу на весь учебный год, составлять планы всех уроков, заранее готовить перечни всех домашних заданий, ибо в любой день — как в «старом добром» 37-м году — к тебе неожиданно могут прийти… с проверкой на предмет соответствия запланированной программы ее текущему воплощению.

УУД стали тремя главными буквами современного образования. Универсальные учебные действия. Теперь именно их «положено» у учеников формировать. Личностные, регулятивные и коммуникативные. И так каждое день и каждый урок. Все урочное действо должно быть раз-ложено, по-считано и про-считано, как в том самом советском мультфильме про считающего козленка. Более того, эти составные действия должны быть не просто действиями, а универсальными и учебными. Того требует новый стандарт. А глас стандарта — глас… Нет, не Божий, конечно, но все же… Так что писать учителям теперь программы и планы уроков теми самыми «тремя буквами» и отчаянно ломать голову над тем, сколько таких УУД стоит за каждым словом, произнесенным вслух на уроке.

А ведь каждый раз, входя в класс, учитель остается наедине с двумя десятками (и это в лучшем случае) подростков, с которыми надо вступать в диалог, жить с ними в одном образовательном пространстве, а министерские «бумажки» этому мало помогают, а более того — только мешают.

Да, правительственная установка на всеобщую модернизацию добралась и до школы. Хорошо, конечно. Хотя и так вроде бы не в каменном веке жили. Так, сейчас учителя, чтобы показать, что они освоили новые технологии, должны использовать на уроке презентации. В некоторых школах это сделали даже обязательным форматом урока. Каждый раз, создавая такую презентацию, учитель как бы заявляет проверяющему из того самого департамента о своей профпригодности и соответствии новым стандартам. Получается, урок вроде бы и не для учеников, а для того самого проверяющего: дескать, я современный, «продвинутый» учитель, соответствую всем требованиям стандарта — не увольняй меня, у меня семья и дети. Но никакого отношения ни к истинному образовательному процессу, ни к самим детям это ни имеет.

Так о чем мы?

Ах, да… цыплят по осени считают, а сейчас как раз — осень, самое тяжелое учительское время.

То ли еще будет…

Об авторе: Елистратова Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №34" города Череповца.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
6 lili156 • 10:11, 08.09.2016
Вот на таких учителях и держится наша школа. Спасибо!
[Материал]
avatar
5 Julija1981 • 22:49, 01.10.2015
Современное образование - испытание учителей на "гибкость"... Эксперименты сплошные...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 Светл@н@2858 • 22:56, 28.09.2015
Познакомилась с Вашей работой. Вы большая умница. Написали честно, откровенно. Видно, что Вы душой болеете за любимое дело. Спасибо за Вашу работу!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 elenachka5058 • 20:09, 23.09.2015
Очень актуальная проблема поднята Вами, Ксения Александровна. "То ли еще будет..." - пишете Вы. А ведь действительно, что будет и кто вырастет, обучаясь по новым стандартам, покажет только время.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Ileo • 18:24, 23.09.2015
"Мы не знаем, кому нам сказать "не надо"." Бродский. оттуда же..
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ElenG • 16:56, 23.09.2015
Презентации создаю и использую их на уроках не для проверяющих, а для учащихся! И вижу пользу от использования ИКТ на уроках!
[Материал]