Раиса Мурзакова, 09.07.2016 3920 0

Как сделать класс дружным? План работы, разработка мероприятий и рекомендации классному руководителю


Желание проявить себя во взаимодействии со сверст­никами вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощуща­ет себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Неумение и нежелание подрост­ка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:

  • «прозрачность» жизни подростка (на селе все про всех знают; порой негативное отношение к родителям сказывается и на отношении к ребенку, что, в свою очередь, делает его за­мкнутым);
  • отсутствие традиций в классе (в малочисленной сель­ской школе наполняемость классов не велика, поэтому ребе­нок больше стремится участвовать в общешкольных делах, тем самым снижается его роль и участие в классных делах);
  • большая опасность психологической несовместимости (в многочисленном коллективе не так заметны негативные от­ношения друг к другу, так как есть больший выбор общения с другими школьниками);
  • недостаток в общении вне урока, вне школы (на селе ре­бенок больше занят домашними делами, помогает родителям по хозяйству).

Пути решения проблемы слабой ком­муникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:

  • учить детей внимательно и доброжелательно относиться друг к другу — создавая ситуации взаимозаботы и взаимопомощи;
  • развивать субъектную позицию подростков, предоставляя им возможность «быть взрослыми», самостоятельными;
  • развивать традиции класса, в которых подростки взаимодей­ствуют друг с другом;
  • создавать атмосферу общей заботы о классной комнате и о подшефном кабинете;
  • включать детей в значимую для них совместную деятель­ность;
  • повышать самооценку подростков через признание сверстниками;
  • формировать атмосферу защищенности, безопасного диало­га и доверия друг к другу;
  • создавать специальные ситуации обучения коммуникатив­ным умениям.

Перечисленные пути решения указанной выше пробле­мы осуществляются с помощью следующих способов:

  • тренингов общения, направленных на развитие защищенности и сплоченнос­ти подростков и на формирование их умений общаться;
  • самостоятельной организации и проведении ключевых классных дел;
  • формирования опыта самоуправления в организации быта и жизнедеятель­ности класса;
  • поздравления друг друга с праздниками (при этом все делают друг другу не­большие сюрпризы — подарки) и коллективных творческих подарков школе;
  • встреч «Клуба общения товарищей» (методика КОТ).

Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общитель­ными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.

Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)

Цели:

  • формирование коммуникативности школьника в процессе приобретения опыта развивающего общения;
  • укрепление отношений общей заботы;
  • расширение содержания общения ребят;
  • создание ситуации успеха и условий для самореализации каждого подростка;
  • формирование атмосферы безопасного диалога и чувства «Мы»;
  • стимулирование внутригрупповой активности.

Техника проведения

а) Общие требования:

  • Временной интервал занятий клуба «КОТ» составляет 1-1,5 часа.
  • Частота встреч — 1 раз в две недели.
  • Оформление помещения атрибутикой встреч (эмблемами, плакатами и т.п.)
  • Использование традиций КОТа (эти традиции формируются самими участника­ми и являются предметом делового общения на стадии становления клуба).
  • Добровольность участия ребят во встречах.
  • Наглядная информация о встречах в классном уголке.

б) Основные элементы структуры «КОТ»

  • «Вече» (коллективный анализ и коллективное планирование жизни класса);
  • «Игротека» (психологические упражнения и игры, развивающие коммуника­бельность, взаимопознание, творческие способности);
  • «Любознайка» (познавательные игры и дискуссии на темы, интересующие ребят);
  • «Школа этикета» (тренинговое развитие культуры общения и поведения).

Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».

п/п

Темы встреч

Дата проведения

1.

Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе)

конец сентября

2.

Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов)

вторая неделя октября

3.

День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина

ноябрь

4.

«Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова)

ноябрь

5.

«Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно)

декабрь

6.

Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника)

декабрь

7

Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии)

январь

8

«Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возмож­ность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность)

февраль

9

«На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса»

март

10

«Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами)

апрель

11

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года)

май

КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\

Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе при­обретения опыта взаимодействия одноклассников.

Ход проведения:

1. Разминка.

а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вы­шел в путь».

б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — друж­бой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).

в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ре­бята, давайте жить дружно!».

Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:

Мой закон вот здесь написан,
Но не верят мышки мне,
Что хоть я и «страшный» киса —
Ссоры, склоки не по мне!
Я, ребята, несчастливый,
Не везет мне — ей же ей!
Мне помочь бы не могли вы
Наконец найти друзей?

г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошед­шую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Ско­ро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспом­нит...» — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.

2 «Вече».

Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.

  • Какими качествами должен обладать друг? Может ли эгоист быть другом?
  • Считаете ли вы наш класс дружным?
  • Что нужно делать каждому для дружбы в классе?
  • После работы в группах происходит обсуждение. От каждой группы вы­ступает желающий. После обсуждения первого вопроса вокруг фигурки чело­века пишутся качества, которыми должен обладать друг.

Кот Леопольд благодарит ребят:
Спасибо вам, что объяснили,
Что значит — настоящий друг,
Спасибо, что меня впустили
В свой теплый и сплоченный круг!
Ну, а то, что есть проблемы,
Так ведь главное — их распознать,
И решите вы их непременно,
Если будете слово держать!

3. Переменка.

Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не дол­жен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).

4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».

Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюда­ют и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгры­вается снова, с учетом замечаний.

5. Переменка.

Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).

6.  «Любознайка».

а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художе­ственных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.

б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:

  • Нужно ли классу общее чувство «Мы»?
  • Зачем каждому «Я» общее «Мы»?
  • Зачем общему «Мы» нужно каждое «Я»?
  • Что мешает дружбе в нашем классе?

8. Анализ. Все встают в круг.

а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.

б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):

  • Как я сегодня себя чувствовал?
  • Что нового я узнал о себе, об одноклассниках?
  • Чувствовали ли мы себя общим «Мы»?
  • Чему я научился?
  • Что можно посоветовать Леопольду в ситуации с агрессивными мышками?

Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».

9. Заключение.

Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».

Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.

Литература:

  1. Волович М.Б. Наука обучать. / Технология преподавания, М.: LINKA-PRESS, 1995.
  2. Как сделать класс классным: воспитание подростков / В.Р. Ясницкая. — М.: Просвещение,2008. -223 с.
  3. Лукьянова М.И. Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с.
  4. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе /под общей редакцией А.В. Мудрика // В.Р.Ясницкая. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»,2009. — 369 с.

Об авторе: Мурзакова Раиса Александровна, учитель математики, МОУ СОШ с. Акшуат МО "Барышский район" Ульяновской области.

2011 г.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: