Разработка урока "Акмулла — просветитель и мыслитель XIX века"; 7 класс


Цели:

обучающая:

а) познакомить учащихся с биографией и творчеством Акмуллы;

б) показать, как сложные взаимоотношения с отцом предопределили социальные мотивы в творчестве Акмуллы;

в) провести анализ стихотворений «»Мои башкиры, учиться надо, учиться», «Письмо к отцу», «Весна», «Ночь и день», «Наставления», «В тюрьме»;

развивающая: способствовать формированию навыков выразительного чтения;

воспитательная: способствовать формированию интереса к башкирской литературе и положительного отношения к ее ценностям.

Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений.

Эпиграф к уроку:

«Постыдно жить невеждою убогим,

Уподобив себя четвероногим…»

М. Акмулла

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из крупных поэтов-просветителей конца 19 века – Мифтахетдина Камалетдиновича Акмуллы. Мы услышим рассуждения о добре и зле, свободе и справедливости и заново обратимся и уточним нравственные устои человеческой жизни.

 3. Сообщение ученика о Мифтахетдине Акмулле.

 4. Чтение и анализ стихотворения «Мои башкиры, учиться надо, учиться».

 5. Беседа по вопросам.

 - К чему призывает Акмулла свой народ?

Говоря о великом значении для человека грамотности и образования, Акмулла опирается на такие достижения возможных «чудес»: создание летательных аппаратов, т.е. самых настоящих самолетов, кораблей и пароходов, какие, благодаря «учености», можно заставить плавать по морям и океанам… Ведь об этом мечтали и описывали в своих стихах поэты разных народов.

А с чем же человек вступает в большую жизнь? Конечно же, с тем «багажом», что является наследием его детства. «Нет большего несчастья, чем между отцом и сыном вражда», - замечает Акмулла.

Ученик читает стихотворение «Письмо к отцу».

 - Почему Акмулла был не понят своим отцом?

 - Упрекая отца в безразличии к его судьбе после смерти родной матери Бибиуммугульсум, он почти тут же желает ему доброго здоровья и благополучия. О чем это говорит?

 Запись в тетрадях: просветительские идеи Акмуллы нашли свое отражение в 3-х основных темах его творчества:

Рассмотрим первую тему. (Учитель читает стихотворения «Весна», «Ночь и день»). В стихотворениях о природе Акмулла размышляет о жизни. В них природа – отражение вечно движущегося и обновляющегося мира. Здесь различные явления окружающего мира даются в диалектической взаимосвязи друг с другом.

 День создан прекраснее ночи.

 Достаточно ночи: рядом с луной звезды.

Коль дождь, кажется, что наслаждение для Вселенной.

Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.

В творчестве Акмуллы прослеживается довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека, который образует тему материального и духовного порабощения человека.

(Ученик читает стихотворение «Наставления»).

 - Назовите в иерархической последовательности те качества, которыми должен обладать человека, с точки зрения Акмуллы?

 - С каким «священным» числом соотносятся эти качества? Почему?

Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение к проблемам внутренней свободы человека.

Этой теме Акмулла посвятил стихотворение «В тюрьме».

(Ученик рассказывает отрывок из стихотворения «В тюрьме»).

 - Как вы думаете, какого человека Акмулла считал подлинно свободным?

 - Какие средства художественной изобразительности и стилистические фигуры характерны для творчества башкирского писателя? Приведите примеры.

На основе ответов учащихся заполняется следующая таблица:

Средство художественной изобразительности или стилистическая фигура

Название художественного произведения

Пример из текста

1.

Антитеза

«Мои башкиры, учиться надо, учиться»

«Мои башкиры, учиться надо, учиться, // Много невежд среди нас, образованных мало…»

2.

Перифраза

«Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани»

«ученый дерзких дум», «сокол среди птиц» (о Марджани»

3.

Афоризм

«Срубишь ствол дерева – корень останется…»

«Срубишь ствол дерева – корень останется, // Двое нас – кто-то один да останется, // А человек одинокий умрет - // Конь его верный чужому достанется.»

 - Как вы думаете, почему в своих произведениях Акмулла почти не упоминает имен предводителей башкирских восстаний?

 - Как, по мнению писателя, можно изменить мир к лучшему?

  1. Практическое задание (тест).

1. Когда и где родился Мифтахетдин Акмулла?

 а) 1831 год, Миякинский район, д. Туксанбаево;

 б) 1835 год, Оренбургская область, Шарлыкский район;

 в) 1839 год, город Троицк.

2. Что означает имя Акмулла?

 а) правдивый, чистый, учитель;

 б) религиозный деятель;

 в) общественный деятель.

  1. Где чаще всего любил сочинять свои стихи отрок Мифтахетдин?

 а) у озера;

 б) в доме;

 в) на пригорке у родника.

  1. Против кого направлены социальные мотивы, звучащие в поэзии М. Акмуллы?

 а) против крестьян;

 б) против просветителей;

 в) против мулл-фанатиков.

  1. Почему Акмулла ушел в казахские степи?

 а) более благоприятный климат;

 б) на заработки;

 в) избежать службу.

  1. Каким, по мнению Акмуллы, наиболее важным признаком отличается культурный человек от невежды?

 а) способностью любить;

 б) умом;

 в) совестью.

  1. В каком стихотворении Акмуллы раскрывается тема внутренней свободы человека?

 а) «Кто есть кто»;

 б) «Огонь»;

 в) В тюрьме».

  1. С помощью чего, с точки зрения Акмуллы, можно изменить мир к лучшему?

 а) с помощью войны;

 б) с помощью просветительских преобразований;

 в) с помощью революции.

  1. Поведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений Акмуллы.


Полный текст материала Разработка урока "Акмулла — просветитель и мыслитель XIX века"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мугалимова Адель Рамильевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №124 Октябрьского района городского округа город Уфа
31.10.2015 0 1246 147
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0