«Учитель, переставший учиться сам, умирает…» Подборка 13 книг для учителя русского языка и литературы


Сегодня учителю приходится намного легче в том плане, что он может быстро и своевременно найти интересующий материал для подготовки к уроку, самообразования, возможности заниматься научной работой и повысить свою квалификацию. Прежде всего, этому способствует Интернет, обилие методических журналов и профессионально ориентированных газет, участие в различных конкурсах и семинарах, конференциях и фестивалях. Но хорошее учебно-методическое пособие по теории и практике проведения урока по-прежнему является часто единственным источником получения необходимой информации, потому что другие порой отсутствуют в силу разных причин и обстоятельств, да и частенько прекрасная методичка, находящаяся под рукой, бывает полезнее, конкретнее, целесообразнее и понятнее, чем пространное изложение  новых положений и идей без привязки к конкретным формам, приемам, этапам учебного процесса.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Автор статьи - Мельникова Людмила Николаевна, УзбекистанПоэтому мне бы хотелось в данной статье написать о книгах, которые помогут школьным учителям русского языка и литературы, особенно начинающим, реализовать вышеизложенные задачи.

Прежде всего, это книги по культуре речи и стилистике, потому что для учителя-русиста первой необходимостью является знание и использование в устной и письменной речи норм русского литературного языка.

Например, пособие «Русский язык и культура речи», авторами которого являются Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова и Е.Ю. Кашаева (Ростов-на-Дону, 2013), подготовлено с учетом требований ФГОС третьего поколения. В нем описываются основные признаки современного литературного языка с точки зрения речевой этики, излагаются основы и особенности ораторского искусства, так необходимые учителю-словеснику для осуществления своей профессиональной деятельности. Помимо этого, рассматриваются приемы и способы овладения официально-деловой письменной речью, которой в школьной программе, к сожалению, уделяется очень мало времени, и предлагаются материалы по деловому письму. Значительное место в пособии занимает практикум с заданиями для выполнения самостоятельной работы, а в имеющемся приложении есть акцентологический, орфографический и словарный минимум.

Интересно и познавательно пособие «Стилистика русского языка» Г.Я. Солганик (М., Дрофа, 2001). С одной стороны, это и учебник с необходимыми сведениями обо всех стилях речи с вопросами для самопроверки и оригинальными практическими заданиями, а с другой стороны, это увлекательный и живой диалог автора с теми, кто желает обогатить свои знания о великом русском языке, постигнув его сокровенные тайны.

Замечательна в этом отношении и книга В.В. Бабайцевой «Русский язык» (М., Дрофа, 2005) для 10-11 классов, в которой автор учит анализировать текст с лингвистической точки зрения и составлять тексты разных типов,  жанров, стилей. В пособии приведены примеры по составлению разных видов планов (простых, сложных, цитатных, тезисных, вопросных и др.). Разнообразные же виды заданий в практической части учебника позволяют учащимся не только закрепить и систематизировать знания по различным разделам русского языка за 5-9 классы, но и совершенствовать умения и навыки в комплексном анализе слова, формировании орфографической зоркости, развитии речи. Ясное, аргументированное изложение материала, прекрасные тексты для исследования из произведений лучших мастеров художественного слова, несомненно, заинтересуют не только учащихся и учителей, но и вызовут интерес у широкого круга читателей.

И еще бы хотелось остановиться на учебном пособии по развитию речи Л.Г. Смирновой «Культура русской речи» (М., Русское слово, 2007), в котором содержится большой теоретический материал о нормах словоупотребления, приемах грамотного ведения дискуссии, о риторике и некоторых психологических проблемах в общении. Во втором разделе дана система упражнений по составлению аннотаций, рецензий, самостоятельному написанию рефератов и упражнений, корректирующих произношение, постановку ударений в словах; рассматриваются этапы работы над подготовкой к публичному выступлению. Книга предназначена всем, кто хочет сделать свою речь грамотной, выразительной, убедительной и стремится к собственному речевому совершенствованию. 

Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля «Русский язык. Текст. Грамматика. Культура речи» (М., Дрофа, 2002) под редакцией Т.С. Кудрявцевой явился победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы. Данное пособие научит работать учеников старших классов школы, учащихся колледжей и лицеев стилистически правильно, ярко и образно говорить и писать по-русски, сопоставляя явления русской культуры с явлениями культуры своего народа. Даст понимание того, как правильно использовать выразительно-изобразительные  и грамматические средства русского языка, находить и исправлять речевые ошибки, выражая свои мысли разными способами. 

Также представляет огромную ценность серия книг «Мастер-класс», в которых обобщены результаты педагогической практики лучших учителей России. В одной из книг этой серии, «Уроки русского языка» заслуженного учителя России Г.П. Соколовой, обобщен сорокалетний опыт преподавания, в котором акцент поставлен на проведении интегрированных уроков русского языка и словесности. Педагог делится своей методикой проведения творческих работ на уроках такого типа, включающий создание тематических тетрадей, словарей природы, создание «тематических центров» по творчеству Бунина, Гоголя, Тургенева, Чехова, Бальмонта. Бесконечно разнообразны учительские находки, которые помогут педагогу сделать уроки русского языка запоминающимися и раскроют перед учениками все богатство русской словесности.

Заслуживают внимание еще два методических пособия С.И. Львовой. В первом — «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации» — собраны воедино наглядные пособия с двусторонним ламинированием в формате 140х100. Выполненные в разной цветовой гамме, таблицы представляют теоретический материал в виде схем и опорных конспектов, демонстрирующих соотношение и зависимость языковых явлений и раскрывающих решение орфографической или пунктуационной задачи по алгоритму. Не менее важным является то, что к таблицам прилагается «Книга для учителя», которая позволяет русисту верно использовать наглядность на всех этапах обучения с 5 по 11 кл., воздействуя одновременно на зрительную память и логическое мышление ребенка. Во втором пособии — «Уроки словесности. 5-9 классы» — содержится дидактический материал, который поможет педагогу организовать работу на уроке по усвоению значений и функционированию троп при анализе художественного произведения.

В «Методическом блокноте учителя русского языка» Ю.А. Гац рассказано о классификации уроков разных типов и в соответствии с этим дана характеристика разных видов поурочных упражнений, диктантов. Приведены в качестве образца различные способы проверки знаний и анализа творческих работ учащихся. Также предлагаются варианты проведения самостоятельных и лабораторных работ по русскому языку. В книге имеется и методологический словарь, и специальные сводные таблицы, в которых учитель может фиксировать результаты текущих и итоговых проверочных работ. Пособие может быть использовано и молодым, и опытным педагогом, и даже студентом-практикантом.

Считаю не лишним для учителя использование и следующего пособия — «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» (М., русское слово, 2006), в котором собраны дидактические, справочные материалы и тесты для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку. К каждому упражнению или тесту даются ключи с верными ответами, а в наиболее трудных случаях предлагается дополнительный комментарий. Кроме прочего, в пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинений и примеры. Авторы пособия Б.Г. Меркин и Л.Г. Смирнова.

Пособие Н.В. Ворониной и Т.В. Егоровой «Олимпиады по русскому языку» (М., Русское слово, 2007) может быть рекомендовано не только учителям, готовящим ребят индивидуально к олимпиадам различного уровня (школьный, муниципальный, городской, областной и республиканский), но и для тех, кто проводит работу с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе (на факультативах). Задания состоят из трех вариантов, дифференцированных в соответствии с возрастными и образовательными возможностями учеников с 9 по 11 класс. Из 10 комплектов олимпиадных заданий вторые пять содержат задания повышенной сложности. Все задания сопровождаются ключами к их выполнению, справочными материалами и рекомендациями.

Для учителей, преподающих русский язык как иностранный, станет большим подспорьем в работе методическое пособие «Знакомые глаголы. Пособие по лексике» О.М. Барсуковой-Сергеевой (М., Флинта, Наука, 2010). В пособии дается материал для изучения ряда однокоренных и разнокоренных глаголов с приставками. В двух разделах  содержатся материалы, разделенные на разные типовые блоки. Начиная с анализа специфики изучаемого глагола, ученик постепенно приобретает навыки использования его в письменной и устной речи. Пособие предназначается как для аудиторных занятий, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Моей настольной книгой является методическое пособие для школьников старших классов, абитуриентов и учителей «Русский язык. Краткий теоретический курс» Е.И. Литневской (М., МГУ, 2006). Пособие содержит изложение почти всех разделов курса «Русский язык» (кроме пунктуации). А также схемы и образцы разбора всех языковых единиц.

Каждая книга — итог многолетнего труда и бесценного опыта отдельного человека или целого коллектива профессионалов. Безусловно, невозможно провести урок, используя только положения того или иного методического пособия. Важно понимать, что каждый учитель выбирает из предложенного разнообразия приемов, видов и способов проведения урока то, что близко ему. Поэтому реализовать новую информацию на практике надо избирательно, дополняя уже известное своим, индивидуальным подходом при реализации предметных задач и целей, вариативно подходя к сложившемуся в преподавании стереотипу, наполняя новым содержанием, делая достоянием своего личного учительского опыта. Методическое пособие является только рабочим инструментом для педагога, но, тем не менее, оно позволяет стать опытнее, увереннее и профессиональнее в мире современных образовательных технологий.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: