Преподавание русского языка и литературы

Школьникам и дошкольникам приходится заучивать стихи. Не всем это нравится, не всем дается это легко. Бывает, что учитель и не объяснил, как заучивать стихи, тогда методику изучают уже родители. Но все же миссия выполнима. Попробуйте воспользоваться нашими советами о том, как быстро выучить стих, — возможно, они помогут.

14.10.2017

Одаренный ребенок, какой он? Нет, вовсе не случайно я так начинаю нашу беседу. И побудило меня к этому множество причин. В том числе и мое присутствие на недавних семинарах, посвященных теме «Одаренный ребенок». Преподавателям дополнительного образования и общего образования раздали анкеты, в которых они должны были отметить качества, присущие одаренным детям. 

Школьная программа требует от ученика средней школы владения навыками фонетического разбора. Далеко не каждый школьник легко осваивает эту тему, ведь она таит в себе немалое количество подводных камней. Рассмотрим, как производить фонетический разбор слова и приведем игры-упражнения на тему.

Составляя план работы, методические объединения учителей-филологов обычно руководствуются тем, какие произведения в наступающем учебном году отмечают круглую дату. Обычно при этом имеется в виду время выхода книги в свет. Предлагаем список книг-юбиляров на наступающий учебный год.

Чтобы решить, каким писателям следует уделить больше внимания в новом учебном году, учителя-словесники, учителя иностранных языков и работники библиотек часто обращаются к списку юбиляров. Предлагаем перечень писателей-юбиляров 2017-2018 года, который поможет составить интересный план работы на текущий учебный год.

Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?

Словарных слов в процессе развития русского языка становится все больше: теряется связь между исторически родственными словами, выходят из употребления те слова, которые некогда были проверочными. Как же запомнить все то, что задают в школе и что может потребоваться в жизни? Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Проверка тетрадей — один из основных способов контроля знаний обучающихся. Поэтому оформлению, ведению и проверке тетрадей уделяется пристальное внимание. Специфика ведения тетрадей по каждому предмету существенно отличается, рассмотрим специфику ведения и оформления тетрадей по русскому языку.

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным. 

У каждого словесника хоть раз в жизни была ситуация, когда ученики приходили неподготовленные к уроку литературы, не прочитав заданное на дом произведение. Такое бывает, к сожалению, нередко, кстати, не только на уроках у молодых, неопытных педагогов, но и маститых преподавателей. Что же делать педагогу в том случае? Ругать, винить, наказывать стоянием возле парт в течение сорока пяти минут или писать всем в дневник жалобы родителям на их чада?...

В 2016-2017 учебном году литературный мир отмечает много знаменательных дат. Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести. Мы предлагаем вашему вниманию список писателей-юбиляров 2016-2017 учебного года.

Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе. Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Список актуален для классных руководителей, учителей литературы, библиотекарей и др.

Представляем список писателей-юбиляров мая 2016 г. в помощь библиотекарям, учителям русского языка и литературы, классным руководителям. В мае представляется отличный повод познакомить учеников с жизнью этих великих людей, заинтересовать их творчеством.

Чтобы уроки литературы стали эффективнее и увлекательнее, можно разнообразить их, включив в них элементы драматизации художественного произведения. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер. 

Всякое исследование обязательно начинается с проблемы, то есть с постановки вопроса, включающего некое затруднение при движении к истине, неопределенность. Для этого в процессе решения задачи необходимо остановиться и задуматься. Другой вопрос состоит в том, чтобы проблемная ситуация не была создана искусственно. При изучении определенной темы она должна вывести учащихся на новый уровень познания, понимания, а не создавать проблему ради проблемы. Лишь в этом случае учитель будет не простым наблюдателем, анализирующим высказывания, а размышляющим, узнающим что-то новое и неожиданное для себя собеседником.

В последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации основ новых педагогических технологий. Но чаще всего это рассматривается на стадии вызова, осмысления, размышления. Мне же хочется рассмотреть вопрос организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания, то есть на стадии контроля. 

Сегодня учителю приходится намного легче в том плане, что он может быстро и своевременно найти интересующий материал для подготовки к уроку, самообразования, возможности заниматься научной работой и повысить свою квалификацию. Прежде всего, этому способствует Интернет, обилие методических журналов и профессионально ориентированных газет, участие в различных конкурсах и семинарах, конференциях и фестивалях. Но хорошее учебно-методическое пособие по теории и практике проведения урока по-прежнему является часто единственным источником получения необходимой информации, потому что другие порой отсутствуют в силу разных причин и обстоятельств, да и частенько прекрасная методичка, находящаяся под рукой, бывает полезнее, конкретнее, целесообразнее и понятнее, чем пространное изложение  новых положений и идей без привязки к конкретным формам, приемам, этапам учебного процесса.

Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. «Я живу в мире чужих слов, — писал М.М. Бахтин. — И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [2]. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, важное место принадлежит прецедентным текстам (от франц. precedent — «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода»).



1-20 21-40 41-44