Преподавание русского языка и литературы

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.  

06.12.2017

Без умения  различать простые и сложные  предложения мы не сможем грамотно решать многие пунктуационные задачи, расставлять знаки препинания в предложениях. Но различать предложения несложно, если мы умеем находить грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

Пунктуационный разбор включает в себя синтаксический, то есть по составу. Без элементов синтаксического разбора невозможно сделать пунктуационный. Появились пунктуационный и орфографический разборы в программе совсем недавно, а зачем — трудно сказать. Первый почти дублирует синтаксический разбор, являясь к нему вторичным, а орфографический почти дублирует морфемный или морфологический. 

В методической копилке учителя русского языка и литературы имеется немало интересных форм обучения и контроля. Какое место среди них занимает диктант? Как диктовать, а также кому и когда? А главное — зачем? Видам и вариантам диктантов и посвящена наша статья.

Школьникам и дошкольникам приходится заучивать стихи. Не всем это нравится, не всем дается это легко. Бывает, что учитель и не объяснил, как заучивать стихи, тогда методику изучают уже родители. Но все же миссия выполнима. Попробуйте воспользоваться нашими советами о том, как быстро выучить стих, — возможно, они помогут.

Одаренный ребенок, какой он? Нет, вовсе не случайно я так начинаю нашу беседу. И побудило меня к этому множество причин. В том числе и мое присутствие на недавних семинарах, посвященных теме «Одаренный ребенок». Преподавателям дополнительного образования и общего образования раздали анкеты, в которых они должны были отметить качества, присущие одаренным детям. 

Школьная программа требует от ученика средней школы владения навыками фонетического разбора. Далеко не каждый школьник легко осваивает эту тему, ведь она таит в себе немалое количество подводных камней. Рассмотрим, как производить фонетический разбор слова и приведем игры-упражнения на тему.

Составляя план работы, методические объединения учителей-филологов обычно руководствуются тем, какие произведения в наступающем учебном году отмечают круглую дату. Обычно при этом имеется в виду время выхода книги в свет. Предлагаем список книг-юбиляров на наступающий учебный год.

Чтобы решить, каким писателям следует уделить больше внимания в новом учебном году, учителя-словесники, учителя иностранных языков и работники библиотек часто обращаются к списку юбиляров. Предлагаем перечень писателей-юбиляров 2017-2018 года, который поможет составить интересный план работы на текущий учебный год.

Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?

Словарных слов в процессе развития русского языка становится все больше: теряется связь между исторически родственными словами, выходят из употребления те слова, которые некогда были проверочными. Как же запомнить все то, что задают в школе и что может потребоваться в жизни? Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Проверка тетрадей — один из основных способов контроля знаний обучающихся. Поэтому оформлению, ведению и проверке тетрадей уделяется пристальное внимание. Специфика ведения тетрадей по каждому предмету существенно отличается, рассмотрим специфику ведения и оформления тетрадей по русскому языку.

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным. 

У каждого словесника хоть раз в жизни была ситуация, когда ученики приходили неподготовленные к уроку литературы, не прочитав заданное на дом произведение. Такое бывает, к сожалению, нередко, кстати, не только на уроках у молодых, неопытных педагогов, но и маститых преподавателей. Что же делать педагогу в том случае? Ругать, винить, наказывать стоянием возле парт в течение сорока пяти минут или писать всем в дневник жалобы родителям на их чада?...

В 2016-2017 учебном году литературный мир отмечает много знаменательных дат. Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести. Мы предлагаем вашему вниманию список писателей-юбиляров 2016-2017 учебного года.

Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе. Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Список актуален для классных руководителей, учителей литературы, библиотекарей и др.

Представляем список писателей-юбиляров мая 2016 г. в помощь библиотекарям, учителям русского языка и литературы, классным руководителям. В мае представляется отличный повод познакомить учеников с жизнью этих великих людей, заинтересовать их творчеством.

Чтобы уроки литературы стали эффективнее и увлекательнее, можно разнообразить их, включив в них элементы драматизации художественного произведения. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.



1-20 21-40 41-49