Преподавание русского языка и литературы

Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?

01.02.2017

Словарных слов в процессе развития русского языка становится все больше: теряется связь между исторически родственными словами, выходят из употребления те слова, которые некогда были проверочными. Как же запомнить все то, что задают в школе и что может потребоваться в жизни? Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Проверка тетрадей — один из основных способов контроля знаний обучающихся. Поэтому оформлению, ведению и проверке тетрадей уделяется пристальное внимание. Специфика ведения тетрадей по каждому предмету существенно отличается, рассмотрим специфику ведения и оформления тетрадей по русскому языку.

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным. 

У каждого словесника хоть раз в жизни была ситуация, когда ученики приходили неподготовленные к уроку литературы, не прочитав заданное на дом произведение. Такое бывает, к сожалению, нередко, кстати, не только на уроках у молодых, неопытных педагогов, но и маститых преподавателей. Что же делать педагогу в том случае? Ругать, винить, наказывать стоянием возле парт в течение сорока пяти минут или писать всем в дневник жалобы родителям на их чада?...

В 2016-2017 учебном году литературный мир отмечает много знаменательных дат. Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести. Мы предлагаем вашему вниманию список писателей-юбиляров 2016-2017 учебного года.

Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе. Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Список актуален для классных руководителей, учителей литературы, библиотекарей и др.

Представляем список писателей-юбиляров мая 2016 г. в помощь библиотекарям, учителям русского языка и литературы, классным руководителям. В мае представляется отличный повод познакомить учеников с жизнью этих великих людей, заинтересовать их творчеством.

Чтобы уроки литературы стали эффективнее и увлекательнее, можно разнообразить их, включив в них элементы драматизации художественного произведения. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер. 

Всякое исследование обязательно начинается с проблемы, то есть с постановки вопроса, включающего некое затруднение при движении к истине, неопределенность. Для этого в процессе решения задачи необходимо остановиться и задуматься. Другой вопрос состоит в том, чтобы проблемная ситуация не была создана искусственно. При изучении определенной темы она должна вывести учащихся на новый уровень познания, понимания, а не создавать проблему ради проблемы. Лишь в этом случае учитель будет не простым наблюдателем, анализирующим высказывания, а размышляющим, узнающим что-то новое и неожиданное для себя собеседником.

В последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации основ новых педагогических технологий. Но чаще всего это рассматривается на стадии вызова, осмысления, размышления. Мне же хочется рассмотреть вопрос организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания, то есть на стадии контроля. 

Сегодня учителю приходится намного легче в том плане, что он может быстро и своевременно найти интересующий материал для подготовки к уроку, самообразования, возможности заниматься научной работой и повысить свою квалификацию. Прежде всего, этому способствует Интернет, обилие методических журналов и профессионально ориентированных газет, участие в различных конкурсах и семинарах, конференциях и фестивалях. Но хорошее учебно-методическое пособие по теории и практике проведения урока по-прежнему является часто единственным источником получения необходимой информации, потому что другие порой отсутствуют в силу разных причин и обстоятельств, да и частенько прекрасная методичка, находящаяся под рукой, бывает полезнее, конкретнее, целесообразнее и понятнее, чем пространное изложение  новых положений и идей без привязки к конкретным формам, приемам, этапам учебного процесса.

Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. «Я живу в мире чужих слов, — писал М.М. Бахтин. — И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [2]. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, важное место принадлежит прецедентным текстам (от франц. precedent — «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода»).

Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.

Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям справиться с этой нелегкой задачей. 

Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Россия — открытая страна, и поток трудовых переселенцев, а теперь уже и беженцев, растет с каждым годом. Обучение детей «новых соотечественников» легло в первую очередь на плечи учителя-русиста. В связи с этим явлением в школе стихийно возникли новые классы, полиэтнические. И как следствие новые учебники для детей мигрантов. 

В последние годы в российском онлайн-пространстве получил широкое распространение популярный на сегодняшний день жанр «пирожков» — сатирических четверостиший, распространяемых посредством блогов и социальных сетей.



1-20 21-39