Елена Сафонова, 06.11.2017 2

Диктант: вчерашний день методики или нестареющая классика? Виды, нормы оценивания, рекомендации по проведению диктантов


В методической копилке учителя русского языка и литературы имеется немало интересных форм обучения и контроля. Какое место среди них занимает диктант? Как диктовать, а также кому и когда? А главное — зачем? Видам и вариантам диктантов и посвящена наша статья.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Диктант —  друг или враг?

Диктант был и по-прежнему остается одной из самых распространенных форм контроля на уроках русского языка, и повлиять на этот факт не может ни аттестация в форме тестов, изложений и сочинений, ни здравый смысл. С одной стороны, это объяснимо ценностью диктанта как средства обучения и контроля. С другой — обычный диктант является довольно искусственной формой, ведь в жизни мы редко пишем что-то под диктовку. К тому же, есть ученики, которые почти не воспринимают информацию на слух, а есть и те, кто, напротив, легко «считывает» пунктуацию, а то и орфографию с голоса учителя. И в том, и в другом случае оценка по диктанту будет необъективна и не отразит истинного уровня грамотности ученика.

Что же делать? Неужели вообще отказаться от диктантов на уроках, оставив одни лишь тесты и творческие работы? Думается, не стоит прибегать к таким экстремальным мерам. Надо лишь хорошо изучить все виды диктантов и использовать полную их палитру, развивая у детей те навыки и умения, которые им пригодятся в жизни.

Виды диктантов

Существует несколько классификаций диктантов. Поскольку между ними нет противоречий, то мы не будем отвлекаться на частности. Кроме того, при оптимальном раскладе любой диктант выполняет и функцию контроля, и является средством обучения. Достичь этого нетрудно, если тщательно подготовить материал и продумать форму проведения диктанта.

Условно диктанты можно подразделить на контрольные и обучающие. Контрольные менее продуктивны: как уже отмечалось выше, результаты их не всегда объективны. Но и контрольный диктант можно сделать информативнее для учителя и удобнее для ученика.

Обучающие диктанты — любимая многими форма работы на уроке, удобная и в самом деле результативная.

По материалу диктанты делятся еще на ряд видов.

Словарные диктанты как правило содержат слова, словосочетания или части предложений с непроверяемым или трудно проверяемым написанием.

Текстовые диктанты представляют собой связный текст.

Причем и в том, и в другом случае возможны разные виды записи. С этой точки зрения можно выделить еще выборочный, свободный, творческий, схематический диктант и различные диктанты с краткой записью. Возможно проводить смешанные работы.

Теперь подытожим все вышесказанное и рассмотрим некоторые виды диктантов детально.

Диктант с грамматическим заданием

Это, наверное, оптимальный способ провести контрольный диктант, так как такая форма позволит оценить уровень грамотности более или менее объективно. Учитель читает текст, затем диктует его, а дети записывают, после чего ученикам предлагается выполнить от одного до пяти (реже больше) грамматических заданий. Например, подчеркнуть грамматические основы, обозначить приставки, найти все глаголы в прошедшем времени или определить падеж всех причастий. А еще лучше — обозначить графически условия выбора той или иной буквы. То есть показать учителю ход своих размышлений над орфограммой. Грамматическое задание чаще всего соответствует только что пройденной теме, но лучше, если часть его затрагивает и прежде изученные правила и понятия.

Такой диктант чаще всего занимает весь урок.

Стоит внимательно отнестись к манере диктовки. Все слова надо произносить четко и внятно, но без утрирования окончаний. После первого прочтения полного текста стоит спросить детей, поняли ли они смысл текста (скорее всего, да) и нет ли непонятных слов (часто такие слова бывают, их надо объяснить; если школьники стесняются спросить, есть смысл учителю самому дать пояснения по поводу тех слов, которые могут оказаться непонятыми).

Затем прочитывается предложение, дается несколько секунд на осмысление (желательно не разрешать детям записывать при ознакомительном чтении: в этот момент в сознании ученика должен сложиться синтаксический образ предложения и появиться представление о том, где и какие знаки надо поставить), после чего учитель диктует предложение по частям. Чаще всего это три – четыре слова, но может быть больше в сильном классе или меньше в слабом или просто еще невзрослом.

Объяснительный диктант

Чаще всего это тоже текст, но могут быть и отдельные предложения. Он выполняет обучающую функцию, причем помогает в достижении не только предметных результатов, но и метапредметных: воспитывает внимание, сосредоточенность, взаимопомощь и т.п.

Ребята записывают предложение под диктовку, затем один из учеников читает по своей тетради, объясняя орфографию и пунктуацию. Остальные учащиеся вносят при необходимости исправления в свои записи. При этом учитель может отработать множество правил и поставить оценки как тем ученикам, которые объясняли правописание, так и слабому ученику, у которого взять затем тетрадь на проверку.

Предупредительный диктант

Текст для такого диктанта прорабатывается заранее. Например, можно продиктовать домашнее упражнение или разобрать трудное предложение на доске, а затем стереть и предложить его же записать под диктовку. Можно предупредить детей заранее, что это упражнение или предложение потом запишем на оценку, а можно и не предупреждать.

К этой же группе относится и диктант по памяти. В этом случае школьникам предлагается запомнить наизусть стихотворение или афоризм, пословицу (в зависимости от возраста и возможностей детей, можно дать текст на дом или предложить прочитать его на уроке несколько раз в течение, допустим, двух минут).

Диктант «Проверь себя!»

Это, по-видимому, один из самых полезных диктантов, так как он учит школьников самокритичности.

Суть его в том, что ученики записывают текст под диктовку, а при самопроверке подчеркивают слова, знаки или буквы, в написании которых они сомневаются. Затем каждый ученик может задать несколько вопросов по написанию подчеркнутых им слов (каждое слово можно спросить только один раз!). Начинать лучше с сильных учеников. Отвечать на вопросы может учитель или любой, кто знает правильный ответ. Вариант: можно проверить себя по словарю.

Если ученик написал слово неправильно, подчеркнул его и затем исправил, то это засчитывается как достоинство, а не недочет работы.

Огромная польза такой формы работы — ученик привыкает осознавать, где он может ошибиться, то есть какое правило надо подучить и в каком месте его применить. Другими словами, ребенок начинает обучать себя сам и сам контролировать процесс.

Свободные и творческие диктанты

Эти формы не только позволяют отработать грамотность, но и готовят учеников к написанию изложения.

Суть свободного диктанта в том, что ученик записывает прочитанное не дословно, а так, как он запомнил. При этом можно подсократить, упростить синтаксис и не слишком знакомые слова заменить «удобными» синонимами. Такую работу в 8 – 9 классах стоит проводить почаще, хоть бы и на каждом уроке записывать одно – два предложения.

Творческий диктант предполагает целенаправленную переработку текста. Например, заменить первое лицо третьим, добавить (или исключить) описание предмета, природы, интерьера, вставить (или убрать) определения.

Такие формы исключительно полезны и обычно нравятся ребятам.

Выборочные диктанты, схематичные и тому подобные

В одну группу нам кажется рациональным объединить диктанты, предполагающие схематичные или символические записи, а также выписывание отдельных слов.

Это в основном грамматическая работа, хотя и грамотность таким способом проверить можно. Несмотря на то, что задание это трудное, оно обычно очень нравится школьникам, так как напоминает игру, а времени на него уходит совсем немного.

Например, учитель читает текст, а ребята должны записывать только предлоги. Или только глаголы второго спряжения. Или только слова с приставкой пре-. Существительные с буквой «и» на конце. Обращения. Грамматические основы. Да что угодно! Ребята с удовольствием «играют», а ведь работа требует максимальной сосредоточенности и хорошего знания материала!

При схематическом диктанте записываются не предложения, а схемы (сложных предложений, однородных членов, прямой речи и т.п.).

Многим детям нравится «буквенный» диктант. Учитель читает слова на правило (скажем, «О и Ё после шипящих»), а школьники записывают в строчку только одну букву из каждого слова (в приведенном примере — О либо Ё). Каждое слово произносится только один раз (иначе ребята могут сбиться), а это, кроме всего прочего, учит вниманию и сосредоточенности.

В такой форме можно проводить и словарные диктанты, и обычные. И второй вариант тоже очень полезен, ведь тогда школьники должны еще и «опознать» слово на нужное правило.

Как подобрать текст для диктанта

К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. На что надо обратить внимание?

  • Текст должен быть живой и интересный, доступный пониманию детей того возраста, для которого предназначена работа.
  • Текст не должен быть слишком длинным. Нормы объема известны, их можно найти в нормативных документах, но на всякий случай вот они: в 5 классе — до 100 слов (до зимы — даже до 90), в 6 — до 110, в 7 — 120, в 8 — до 150, в 9 — не более 170 слов. Норму лучше недовыполнить, чем перевыполнить.
  • Текст не должен быть слишком насыщен правилами. Для 5 класса довольно 12 различных орфограмм и 3 пунктограмм, в 6 — соответственно 16 и 4, в 7 — 20 и 5, в 8 — 24 и 10, в 9 классе — 24 и 15. Причем словарных и труднопроверяемых среди них должно быть максимум 5 в 5 классе, 7 — в 6 и 7 классах, 10 — в диктантах для более взрослых школьников.
  • Рационально подбирать для объяснительных и других обучающих диктантов более трудные тексты, нежели для контрольных.

Нормы оценивания диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу; в редких случаях можно проигнорировать одну негрубую ошибку.

Оценка «4» может украсить работу, в которой не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, причем важно здесь количество орфографических ошибок (не более двух) и общее количество (максимум четыре). Так, при одной орфографической и трех пунктуационных ставится «4», а при трех орфографических и одной пунктуационной — «3». За три орфографические ошибки допустимо ставить «4» в первом полугодии 5 класса.

Оценка «3» выставляется, если в диктанте не более четырех орфографических ошибок и не более восьми в сумме. Например, три орфографические и пять пунктуационных.

Оценка «2» соответствует работе, в которой допущено от пяти до семи орфографических ошибок и не более 14 (в 5 классе можно 15) ошибок в сумме.

За более слабую работу полагается ставить единицу.

Аналогично проверяются и словарные диктанты.

Не засчитываются, хотя и исправляются ошибки

  • на правила, которые еще не изучены или вообще не изучаются в школе;
  • в непроверяемых словах, если они не заучивались специально;
  • в переносе слов;
  • дисграфические написания («кашка» вместо «кошка» и т.п.);
  • все ошибки в одном непроверяемом слове считаются за одну;
  • две первые ошибки на одно и то же правило считаются за одну, но это не распространяется на слова, к которым надо подбирать проверочные слова, и на пунктуацию.

Если диктант намного меньше нормативного объема, то и нормы ошибок на ту или иную оценку меняются соответственно.

Диктант — удобная форма, весь потенциал которой часто не используется учителем. А жаль. Возможно, эта статья станет для кого-то стимулом использовать новые виды этого метода обучения и контроля.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Лариса9064 • 12:58, 12.11.2017
Спасибо!
avatar
1 khristinaivanss • 07:55, 12.11.2017
Отличный материал! Спасибо.