Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?


В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.


Обсудить статью (уже 27 коммент.)
Опубликовать свой материал

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Дисграфия. Ошибки на письме

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

Дисграфия пример

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото предоставлено пользователем Јеленко.

Дорогие читатели!
Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 Комментарии • 11:22, 05.11.2016
А как называется следующий феномен? Ребенок пошел в школу хорошо читающим и любящим читать. Писали палочки кружочки и прочее. Но когда я открыла первый раз его тетрадь по математике, у меня был полный шок. Все написано довольно красиво, но в зеркальном изображении. то есть само- то письмо слева направо,как и надо, а все цифры наоборот. Спрашиваю где он так видел. Говорит,что так на доске писали. Переучивала месяца 2 не меньше
avatar
24 helga18 • 22:18, 29.10.2016
Т.е. фактически если убрать недовольство учителя и родителей, то у ребенка особых проблем-то и нет? Когда он понимает, что с ним, осознает свои boundaries , ищет СВОИ собстывенные пути в обучении и достижении успеха в жизни, то грамотность уже не является такой уж существенной, верно? Никто ж у слабовидящего не требует сменить книги по Бройлю на обычные? Никто не требует у птицы, чтобы она непременно умела плавать....
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 aiubovazarema • 19:06, 07.01.2016
Здравствуйте. У меня в классе есть ученик с этой проблемой. Он из малообеспеченной семьи. И у них нет возможности оплатить услуги логопеда. Мальчик старается запоминать слова, но все слова запомнить невозможно. Мне его очень жалко, чем я могу ему помочь?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Екатерина_Пашкова • 21:24, 10.01.2016
Здравствуйте! Очень приятно, что Вы как учитель неравнодушны к проблеме мальчика. Думаю, что стоит обратиться к логопеду в поликлинике или выйти на бесплатного логопеда через управление образованием Вашего района.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 dobby1142 • 03:53, 25.12.2015
Мой ребенок очень безграмотно пишет, и ошибки может делать самые несуразные, вплоть до ударных гласных. Но при этом у ребенка хорошо развита речь, он прекрасно пересказывает. Даже в 1 классе, когда читал еле-еле, по слогам, неправильно произнося слова и неправильно ставя ударения, он как-то понимал текст и мог его пересказать гораздо лучше, чем прочитал. Читает довольно медленно, пишет еще медленнее, всегда сдавал технику чтения по нижней границе нормы или не добирая до нормы 1 слово, сейчас в 4 классе первый раз в жизни сдал ее на 4 (90 с чем-то слов). Это может быть дисграфия или она всегда сопровождается плохо развитой речью?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Barbashn • 15:08, 27.04.2015
Цитата: "исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию)" - все наоборот, дислексия является первопричиной, а дисграфия сопутствующей проблемой. И начинать надо именно с коррекции дислексии. Знаю это по своему сыну.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 oliktog • 08:09, 09.03.2015
Обычно в классе есть дети с такими проблемами. Замечательно, если родители прислушиваются к советам учителя и обращаются за помощью к специалистам.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 ira-mol • 22:28, 04.02.2015
а где литература?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Екатерина_Пашкова • 22:58, 04.02.2015
В смысле? Рекомендуемая или используемая?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Alzina • 07:58, 24.01.2015
У моего ребенка дисграфия. Что мы только не делаем... Учительница по русскому языку орет на него непереставая, говорит, что ребенок не хочет учиться. :( А мы сами занимаемся, плюс дополнительные занятия и репетитор каждый день. У ребенка выроботалась неновисть к урокам русского языка. И это самое страшное. Он не хочет учиться. Пытаюсь убедить его, что учится он для себя, и оценки значения не имеют, но с возрастом становиться все сложнее и сложнее... Очень боюсь потерять ребенка. Тем более что по точным наукам у нас твердая "отлично".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Екатерина_Пашкова • 14:12, 24.01.2015
Возможно, Ваша проблема связана с психологическим давлением и перегрузкой. Рекомендую обратиться к логопеду и психологу, хотя бы на консультацию. Устранением дисграфии занимается логопед. С учителем тоже стоит поговорить о прекращении криков и наездов.
avatar
25 helga18 • 22:21, 29.10.2016
ИМХО, но учительница профнепригода. Увы, как большинство. Все, с кем мне в нашей школе довелось поговорить о дисграфии/дислексии - узнали о них от меня. Учитель моего ребенка, завуч, психолог. У нас, к счастью, учительница идет навстречу, дает возможность уходить с одного урока в неделю, чтбы посещать логопеда. Знакомая мамочка с ребенком -дисграфиком просто "забила" на это, ребенок занимается тем, в чем успешен. С учителями поговорила очень жестко. Оценки невысокие, но ребенка психологически не прессуют - и то хорошо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Anais3110 • 11:46, 14.01.2015
Столкнулась с проблемой дисграфии у собственного ребенка...но у нас еще есть проблема, может кто сможет прокомментировать...ребенок при чтении вторую букву в словах ставит на первое место, например: вагон - авгон...Постепенно эта проблема конечно стала уходить,но все же интересно встречалась ли еще у кого такая проблема. Ребенок левша.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
21 gella0969 • 22:45, 25.12.2015
Конечно встречалась. В Европе 10 % дислексиков. У нас тоже с каждым годом все больше и больше. Дислексия является проблемой не только нейропсихологической. Может быть наследственность. Может быть языковая. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедлении темпа, скорости чтения. У многих детей при чтении движения глаз хаотические, беспорядочные, скачкообразные, неравномерные. Ну или излишняя длительность фиксаций. Замена звуков, слогов при чтении дело обычное. При определенной своевременной коррекции незначительные нарушения вполне поправимы. Необходимо знать источник и вам необходим специалист по коррекции. Логопед. И все будет в порядке. Удач вам.
avatar
11 рыба1458 • 18:35, 12.01.2015
Большое спасибо за статью. Вы поднимаете очень важный вопрос обучения. Я сталкиваюсь с такими детьми в работе и имею своё мнение о таких детях. Считаю, что одинаковые условия обучения и аттестации ко всем детям неприемлемы. Мы загоняем их и себя в угол. Детей - тем, что не даём им ни малейшего шанса получить положительную оценку. Мы просто не имеем права за контрольную работу поставить четвёрку, если в работе десять ошибок (даже, если раньше их было двадцать пять ). Себя - т.к. вся наша психологическая поддержка такого ребёнка обречена - он поймёт, что не в силах ничего изменить.
Я пыталась объяснить администрации, что я не против таких детей в наших классах, но требования к ним должны быть другими. Дисграфики должны учиться вместе с другими детьми и они такие же как и здоровые, но наша школа ещё не готова помогать им.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 gella0969 • 22:19, 25.12.2015
Сегодня все чаще встречаются дети неспособные двигаться в темпе предусмотренном стандартной программой. Поэтому педагоги общего образования все чаще стали нуждаться в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и коррекционной психологии, которая обеспечила бы понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей. Возможно на первых порах это сотрудничество учителей массовой и коррекционной школ, а также создание инклюзивных классов. Например дети дисграфики, дети с дислексией всегда будут отставать от класса в освоении общей программы - им нужен несколько другой "маршрут", обязательно нужна помощь логопеда, дефектолога. Причем помощь своевременно оказанная, что педагогу общеобразовательной школы сделать иногда не под силу. Я хочу сказать, что педагогам массовой школы нужно как то взаимодействовать с инклюзивной образовательной средой. Во всех странах во всяком случае такой опыт есть, да и у нас тоже встречается.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 zaki1964 • 16:22, 07.12.2014
Моя дочь учится в 5-классе. По математике одни пятерки. Любит выполнять задания по мат.логике. Хорошо рисует. Ходит в шахматный клуб и неплохие результаты среди сверстников. Но...Она -дисграфик. Это беда для родителей. Я даже подумала что не все ладно с ней. Прочитала статью, обрадовалась. Сама работаю в школе. Дислектики и дисграфики есть в каждом классе. Они не могут учится как все. Обычно такие дети становятся изгоями. А проверяющие органы требуют 100-ой успеваемости. Как быть? Как защитить таких особенных детей от негатива окружающих. Помогите! Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 lenka-sadovnik • 19:35, 08.10.2014
Столкнулась лично с этой проблемой: сын в конце второго класса стал приносить тетради с огромным количеством ошибок. Главное, вовремя распознать проблему и начать лечить с помощью квалифицированного логопеда. К счастью, у нас уже был опыт работы с логопедом, которая выправила дисартрию ему в 4 года, теперь правим дисграфию в 9 лет.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 21:49, 08.10.2014
Удачи вам!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Modern_teacher • 08:13, 20.08.2014
Спасибо за интересную и полезную информацию!
avatar
6 Kапушка • 04:22, 03.07.2014
Да эта проблема встречается очень часто в последнее время. И самая большая беда в том, что, как правило, здесь страдают дети. У нас нет сейчас классов коррекции, и в обычной школе эти дети замыкаются, уходят в себя.
avatar
5 Мутунова • 21:00, 02.07.2014
Интересная и полезная информация. Часто задавала себе вопрос, почему ребята делают так много ошибок. В этой статье все доходчиво объяснили. Спасибо!
avatar
3 Я-Оксана • 12:54, 29.06.2014
Спасибо за статью. Однако я считаю, что полностью излечить от дисграфии нельзя. Можно скорректировать: делал 100 ошибок, будет делать 90. Дисграфия - это физиологический недостаток, и, как любая природная особенность организма, дисграфия полностью не исчезнет. Работать с такими детьми, конечно, нужно, но обольщаться не надо. Наверное, какие-то виды дисграфии больше поддаются коррекции, а какие-то меньше. Я согласна с Вами, что без специалистов здесь не обойтись. Занятия только с учителем ничего не дадут.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Екатерина_Пашкова • 12:59, 29.06.2014
Спасибо за замечание! Сделала исправление в статье.
avatar
26 helga18 • 22:24, 29.10.2016
Очень-очень согласна. Правда, пока больше интуитивно ). Мы с сыном работаем всего лишь с сентября над этим. И пока нагрузка небольшая - отлично справляется, как только повышается интенсивность ( быстрее писать надо. больше) - опять вразнос идет.
avatar
2 vasilek-08-82 • 09:58, 29.06.2014
Спасибо, очень полезная информация.
avatar
1 lanbren • 06:09, 29.06.2014
Спасибо! Замечательная статья.