Дислексия. Что это такое? Виды и признаки


Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик — читайте в нашей статье.


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Диктант дисграфика

Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Последствия дислексии

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы лечения дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить "крест" на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие.

Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии. 

Фото предоставлено пользователем Jelenko.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
8 gella0969 • 22:32, 23.12.2015
Актуальная статья. Знакомо учителям коррекционных школ. Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 JANARP83 • 20:47, 04.04.2015
Очень актуальная статья. Детей с дисграфией и дислексией, к сожалению, всё больше. Спасибо автору.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 zaia6832 • 20:57, 07.02.2015
Спасибо, очень хорошая статья. Теперь я знаю, что делать с некоторыми моими детьми. Я учитель начальных классов. Преподавать стала недавно, опыт у меня небольшой еще. Мне дали 2 класс, в первом у них была другая учительница. И сейчас я столкнулась с такой проблемой, что некоторые из моих учеников так пишут. И я вижу, что поправить их ошибки никак не могу. Правила учат, знаю, рассказывают, а пишут как на картинке. Родители таких детей хотят, что бы их дети были отличниками. Но что делать, как поставить "5" если в диктанте много ошибок. Направляю к логопеду, говорят, что с их детьми все в порядке. По их мнению просто я некачественно уроки провожу. Подскажите, как объяснить родителям таких детей, что им нужны индивидуальные занятия с логопедом. Буду очень признательна если кто-нибудь поделится опытом работы с такими детьми.
avatar
5 Маринчик3157 • 13:41, 03.02.2015
Актуальная статья и носит значимый смысл не только для психологов,но и для учителей и родителей.Я как учитель тоже сталкивалась с проблемами дислексии у детей.Зачастую самии родители не догадываются о проблемах грамотного письма у ребёнка.Некоторые учителя могут не подозревать это заболевание у ребёнка.Важно вовремя определиться с диагностикой дислексии.В статье подробно рассказано о признаках,выявляющих это распространённое заболевание.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Yavich_Tanya64 • 14:25, 14.01.2015
Спасибо. Статья очень полезная. У меня сейчас в 1 классе попалась девочка с дислексией. Я была в отчаянии. Теперь всё более менее стало на свои места, я поняла как мне надо дальше строить свою работу. Вам творческих успехов.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 savelevaes • 20:26, 16.11.2014
Работаю первый год, но могу сказать, что данная проблема очень актуальна для моего класса, почти через одного встречаются проблемы с дислексией. Статья четко показывает структуру данного вопроса и помогает сориетироваться в этом вопросе, спасибо автору.
avatar
2 Kапушка • 04:25, 03.07.2014
Очень нужные сведения. Мне в работе пригодится.
avatar
1 Мутунова • 21:06, 02.07.2014
Спасибо за статью, очень интересно и познавательно. Действительно, они проявляют способности мыслить образами, творчески. Только требования к ним предъявляют такие же, как ко всем (что они должны, знать, уметь).