С печки азбука свалилась... Что такое дислексия и дисграфия? Cпецифические ошибки письма и чтения


Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия). Специфические нарушения письменной речи называются дисграфией (проблемы возникают непосредственно при письме) и дислексией (затруднено чтение).


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии малыш делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".

Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.

  • Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
  • Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
  • Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.

Пусть меня научат

Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.

Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

 

Нарушения письма

  • Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
  • Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки.
    Чаще всего дети путают:
    • глухие и звонкие звуки:
    • "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
    • твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
    • свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
    • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
  • "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:
    • лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
    • недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
    • "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арбуз" вместо "арбуз".
  • Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
    • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
    • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
    • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.

Также могут нарушаться:

  • Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.
  • Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
  • Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
  • Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.

Программа-максимум: как организовать обучение

  • Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.
  • Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!
  • Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.
  • Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.
  • А что у них? В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).
    В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Об авторе: Екатерина Алексеевна Матвеева (Ерохина), логопед, специальный психолог ДЦДЛ им. Семашко.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 zchepras • 17:23, 11.09.2016
Статья очень полезная. Написано чётко, конкретно, годится в качестве руководства к действиям. Спасибо, Екатерина Алексеевна.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 dobby1142 • 05:17, 25.12.2015
Мне кажется неоднозначным утверждение насчет драмкружка и кружка по фото. С одной стороны - да, раз не умеешь писать и говорить по-русски, учись, учись и еще раз учись. но с другой стороны, разве должен ребенок чувствовать себя ущербным еще и в этом, понимать, что другие дети ходят на кружки, а он не ходит, он опять хуже всех. Разве не должно быть у него какое-то место, где он может не быть хуже других, где сможет почувствовать себя успешным? Это место явно не в школе, по крайней мере не в начальной школе, где учитель русского языка ведет и все остальные предметы вплоть до рисования и труда, в большинстве случаев он уже не сможет даже на этих уроках взглянуть на ребенка "свежим взглядом" и разглядеть в ребенке какую-то способность или талант. Мне кажется, что наоборот надо найти кружок, где ребенок сможет раскрыться с лучшей стороны, кружков, конечно, не должно быть много, но один такому ребенку, имхо, нужен.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 gulenara-c1420 • 20:59, 06.10.2015
Спасибо за статью. Да таких детей с каждым годом все больше. у нас в школе для решении этой проблемы открыт коррекционный класс. специально для этого класса есть логопед - дефектолог, за этим классом постоянно наблюдает психолог. класс очень "тяжелый", но дети очень довольны, что как все дети посещают каждый день школу. А ведь раньше эти дети учились по индивидуальной программе.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 ElenG • 21:11, 28.09.2015
Екатерина Алексеевна, спасибо за Вашу статью. Детей с такими проблемами, к сожалению, становится всё больше год от года. Оптимизация привела к тому, что во многих школах сократили ставку логопеда. Поэтому учителям приходится убеждать родителей обратиться к специалисту, который поможет их ребёнку преодолеть трудности в письменной речи. Обязательно посоветую коллегам и родителям познакомиться с Вашей публикацией.